Разновидности групповых технологий

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового за­нятия является групповой опрос, который проводится для повторе­ния и закрепления материала после завершения определенного раз­дела программы. Он может быть организован как после уроков, так352

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

и на самом уроке. Ответы ученика комментируют, дополняют и со­вместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном слу­чае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяюще­го в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Общественный смотр знаний.В системе различных форм груп­повой познавательной деятельности общественный смотр знаний за­нимает особое место. В его организации очень важно правильно про­вести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложнос­ти, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смот­ру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет пере­чень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеуроч­ное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с кон­сультантами, управляя через них деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смот­ру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся при­ходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выс­тавка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Рас­становка столов (парт) в помещении (классе) необычна.

После торжественного открытия приступает к своим обязаннос­тям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, реше­ния задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть — сидя за от­дельными столами, часть отвечают с мест. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий дик­тант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для вы-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

полнения немного времени). В программу смотра могут быть вклю­чены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу из­вестного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

Учебная встречаобычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встре­ча может быть организована между двумя командами параллель­ных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учи­тель или учебный актив класса.

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учеб­ную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недо­статочными, то отвечает другая сторона. Учебная встреча отличает­ся от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором исполь­зуются групповые эффекты.

Диспут.Разновидностью учебной встречи является диспут. Орга­низация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определя­ется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предпола­гаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к кото­рым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

— Я критикую идеи, а не людей.

— Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

— Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участво­вать в обсуждении.

— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

— Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

— Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убе­дительных аргументов.

1 2. Педагог, нач. образов354

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Очень велика роль ведущего на диспуте.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия реше­ний. Поэтому его цель — научиться логично, доказательно отстаи­вать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки.К групповым технологиям следует от­нести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, ин­тегрированный урок и др. При использовании групповых техноло­гий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учеб­ного актива учащихся, основное ядро которого составляют консуль­танты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо ус­певающие и интересующиеся предметом ученики, которые прояв­ляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог дол­жен очень хорошо знать класс и систематически заниматься с кон­сультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на под­готовку полностью компенсируются большим педагогическим вы­игрышем.

4.6.3. Технология группового обучения

1. Установить правила и обучить им:

• нужно представить «готовые» правила или предложить уча­щимся разработать их самостоятельно;

• нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответствен­ности, и уроком демократии;

• правил должно быть не более 5;

• правила положительные лучше отрицательных (нужно ука­зать, что «следует», а не что «не следует»);

• правила должны быть написаны на видном месте;

• правила должны строго выполняться всеми участниками игры. Примерные правила:

- объединитесь по группам быстро и тихо;

- принесите необходимые материалы;

- говорите тихо;

- слушайте, когда кто-то говорит;

- знайте свое задание;

- оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать дру­гую работу.

Наши рекомендации