Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудни­чества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности яв­ляется технология «Школа жизни».

Целевые ориентации технологии Ш.А. Амонашвили определя­ются следующим:

- способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребен­ке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- облагораживание души и сердца ребенка;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

• обеспечение условий для расширенного и углубленного объе­ма знаний и умений;

• идеал воспитания — самовоспитание. Основные концептуальные положения:306

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудниче­ства.

2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

3. Ребенок — высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.

4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дис­циплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая де­ятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрас­ного, планирование деятельности; смелость и выносливость; обще­ние; иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение кра­соты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью спе­циального содержания методик и методических приемов, среди ко­торых:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие спо­собностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его вели­чество «Вопрос», атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики, родительские субботы, герон­тология, культ родителей;

- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количествен­ной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет ре­зультатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обуче­ния), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок — творчество, урок — игра).

Основные установки

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполнять­ся оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение лич­ности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогичес­кие способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и ис­кренность, преданность.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготов­ки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейше­го жизненного этапа, со своими сложными проблемами и пережива­ниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Разноуровневое обучение

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность. «Мои ученики, — писал Г. Песталоцци, — будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Эти идеи и были положены в основу так называемых открытых школ или клас­сов — открытого образования.

Основными принципами открытого образования были провозг­лашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образова­ние. Обучение строилось на принципах децентрализации, по инди­видуальным программам. Следуя идеям Ж.-Ж. Руссо, открытые шко­лы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоцио­нальной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле слова.

К сожалению, в настоящее время те немногие открытые школы, которые еще продолжают функционировать в США, заметно отхо­дят от ориентации на свободное воспитание и, хотя и придерживают­ся индивидуальных планов (на день, на неделю) и программ обуче­ния для каждого ученика, все-таки четко ориентируются на общие рекомендации о целях обучения. В остальном, т.е. в планировании рабочего дня ученика (он это делает совершенно самостоятельно или под руководством учителя), контактов с преподавателем, принятия самостоятельных решений о темпах продвижения, выборе учебных предметов на день, неделю, принципы открытого образования оста­ются в силе.

Активность учащихся в школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Учени­ки, каждый в соответствии с собственным планом на день, перехо-308

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

дят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или на семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятель­ность ребенка фиксируется в специальных рабочих листах по каж­дому предмету.

Теоретическое обоснование такой технологии базируется на пе­дагогической парадигме, согласно которой различия основной мас­сы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко вре­мени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантирован­ное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б. Блум, З.И. Калмыкова и др.).

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем де­ления ученических потоков на подвижные и относительно однород­ные по составу группы, каждая из которых овладевает программ­ным материалом в различных образовательных областях на следу­ющих уровнях: 1 — минимальном (государственный стандарт), 2 — базовом, 3 — вариативном (творческом).

Основные принципы

• всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

• взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;

• неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Наши рекомендации