Основные концептуальные идеи

Принципиально важным моментом для понимания сущности пе­дагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрос­лых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии, в которых педагог является еди­ноличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, вкоторых также господству­ют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами форми­рования личности считаются дидактические средства. Дидактоцен­трические технологии в ряде источников называют технократичес­кими.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она яв­ляется целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Сразу отметим неточность термина «личностно-ориентированное образование». Правильнее говорить «индивидуально-ориентирован­ное образование», потому что все педагогические технологии явля­ются личностно-ориентированными, так как задаются целью разви­тия и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сло­жившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные технологии мы будем называть личностно-ориентированными.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воп­лощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ре­бенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осоз­нанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуа­циях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику зна­ний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглаша­ется главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

• антропоцентричностью;

• гуманистической сущностью;

• психотерапевтической направленностью;

• ставят цель — разностороннее, свободное и творческое разви­тие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятель­ными направлениями выделяются:300

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• гуманно-личностные технологии;

• технологии сотрудничества;

• технологии свободного воспитания;

• эзотерические технологии.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической тех­нологии содержатся в положениях диалоговой концепции культу­ры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения... Это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там начинается и диалог» (B.C. Библер).

В традиционных дидактических системах основой любой педаго­гической технологии является объяснение, а в личностно-ориенти-рованном образовании — понимание двух феноменов следующим образом: при объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопо­нимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», все­гда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равен­ство во взаимопонимании.

Основная установка педагога — не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский по­иск являются основным способом существования ребенка в простран­стве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физи­ческие, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ори­ентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педа­гога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие де­тей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддерж­ка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

• любить ребенка;

• очеловечить среду, в которой он живет;

• прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В.А. Сухомлинский, педа­гог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит;

Основные концептуальные идеи - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибает­ся, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индиви­дуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутвержде­ния, самовоспитания.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных тех­нологий заключается в ориентации на свойства личности. Ей свой­ственны гуманистическая направленность, обращенность к челове­ку, гуманистические нормы и идеалы.

Наши рекомендации