Значение педагогической игры

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных уч­реждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность исполь­зуется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения поня­тия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введение, контроль);

• как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает доста­точно обширную группу методов и приемов организации педагоги­ческого процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным призна­ком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, вы­делены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной на­правленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Значение педагогической игры - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме за­нятий происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игро­вой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, ко­торый переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа че­ловеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник зна­ний. Это учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вес­тись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учи­тель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опоз­наваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обуче­ния развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обу­чение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Основные функции игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочета­ние элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учи­телем функций педагогических игр. Функция игры — ее разнооб­разная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выде­лим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокулътурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтро-лируемые процессы целенаправленного воздействия их на станов­ление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, при­сущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процес­сы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богат­ства культуры, потенций воспитания и формирования его как лич­ности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал че­ловечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то294

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, ис­кать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат раз­нообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделиро­вать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра — деятельность коммуникатив­ная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отноше­ний. Любое игровое общество — коллектив, выступающий приме­нительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, вза­имопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика — способность рас­познавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказа-тельностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность че­ловека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на макси­муме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникаю­щих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Элько-нин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в роле­вой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сю­жет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объе­диняют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с пережива­ниями, препятствующими их нормальному самочувствию и обще­нию со сверстниками в группе.

Значение педагогической игры - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развлекательная функция игры. Развлечение — это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в иг­рах — поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фанта­зии, выводящей на развлекательность.

Наши рекомендации