Отечественные воспитательные системы XX века
Воспитание и только воспитание — цель школы.
И. Песталоцци
Понятие о воспитательной системе
Воспитательная система — группа компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности. В практике современной школы чаще всего фигурируют две системы: система дидактическая, охватывающая учебную деятельность школьников и методическую
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
работу учителей, и система воспитательной работы, под которой обычно понимается система внеучебных воспитательных мероприятий. Во многих случаях эти системы существуют и развиваются параллельно и курируются разными заместителями директора школы. Изредка они проникают друг в друга, и именно при интеграции систем наблюдается наиболее интенсивный процесс формирования личности школьника.
В понятие «воспитательная система» можно вкладывать разный смысл. Наше понимание воспитательной системы соответствует определению категории воспитания, данному Х.Й. Лийтметсом: он рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности, т.е. как наиболее общее понятие среди таких понятий, как обучение, воспитание, развитие. При таком определении воспитательная система выглядит следующим образом. Ее цель и объект — целостная личность. Она включает в себя следующие блоки:
• цели;
• совокупный субъект;
• деятельность и общение;
• отношения;
• освоенная среда;
• управление.
Цели определяют облик системы, ее индивидуальную модель. Через блок деятельности и общения, направленные на достижение целей, она реализуется субъектом как реальная система. При том не всякая деятельность является системообразующей. Для этого она должна быть коллективной, творческой, личностно значимой для учащихся.
Ядром воспитательной системы (рис. 10) является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов — педагогического и ученического. При этом педагогический коллектив — управляющая подсистема, а ученический — управляемая. При этом педагогический коллектив — не только объект педагогического воздействия, но и субъект собственного развития. Мало того, по отношению к педколлективу он почти постоянно выступает в роли субъекта, существенно коррегирующего, а порой и преобразующего его влияние.
Сейчас многие педагоги как в России, так и за рубежом пришли к выводу, что сфера воспитания — особая сфера, и она не может рассматриваться как дополнение к обучению. Мало того, проблемы обучения не могут эффективно решаться без выхода педагога в сферу воспитания, в чем можно убедиться, проанализировав содержание предыдущего раздела учебника или ознакомившись с работой232
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
любого учителя высокой категории. Есть достаточные основания 1 считать дидактическую систему подсистемой более широкой системы, а именно — воспитательной системы школы, которая отнюдь не сводится к системе воспитательной работы в ней.
Учреждения культуры (тёаТр~ь77~музеи, цирк, филармония)
Общественные
организации
Учреждения социальной
защиты детей
Органы здравоохранения и госсанэп ид надзора
\ Благотворительные общества
Рис. 10. Воспитательная система школы
Воспитательная система школы включает в себя множество подсистем, число и характер которых во многом зависят от конкретных условий социума и типа школы.
Основные функции школьной воспитательной системы:
• интегрирующая;
• регулирующая;
• развивающая.
Интегрирующая приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой, — в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.
Наблюдения последних лет позволяют утверждать о наличии ряда новых функций школьных воспитательных систем:
• защиты;
• корректировки;
• компенсации.
Они вызваны объективными реалиями нашей жизни.