Отечественные воспитательные системы XX века

Воспитание и только воспитание — цель школы.

И. Песталоцци

Понятие о воспитательной системе

Воспитательная система — группа компонентов социальной дей­ствительности, обеспечивающих духовное и нравственное становле­ние и творческое развитие личности. В практике современной шко­лы чаще всего фигурируют две системы: система дидактическая, охватывающая учебную деятельность школьников и методическую

Отечественные воспитательные системы XX века - student2.ru

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

работу учителей, и система воспитательной работы, под которой обычно понимается система внеучебных воспитательных мероприя­тий. Во многих случаях эти системы существуют и развиваются параллельно и курируются разными заместителями директора шко­лы. Изредка они проникают друг в друга, и именно при интеграции систем наблюдается наиболее интенсивный процесс формирования личности школьника.

В понятие «воспитательная система» можно вкладывать разный смысл. Наше понимание воспитательной системы соответствует оп­ределению категории воспитания, данному Х.Й. Лийтметсом: он рассматривал воспитание как целенаправленное управление процес­сом развития личности, т.е. как наиболее общее понятие среди та­ких понятий, как обучение, воспитание, развитие. При таком опре­делении воспитательная система выглядит следующим образом. Ее цель и объект — целостная личность. Она включает в себя следую­щие блоки:

• цели;

• совокупный субъект;

• деятельность и общение;

• отношения;

• освоенная среда;

• управление.

Цели определяют облик системы, ее индивидуальную модель. Через блок деятельности и общения, направленные на достижение целей, она реализуется субъектом как реальная система. При том не всякая деятельность является системообразующей. Для этого она должна быть коллективной, творческой, личностно значимой для учащихся.

Ядром воспитательной системы (рис. 10) является воспитатель­ный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов — пе­дагогического и ученического. При этом педагогический коллек­тив — управляющая подсистема, а ученический — управляемая. При этом педагогический коллектив — не только объект педагоги­ческого воздействия, но и субъект собственного развития. Мало того, по отношению к педколлективу он почти постоянно выступает в роли субъекта, существенно коррегирующего, а порой и преобразу­ющего его влияние.

Сейчас многие педагоги как в России, так и за рубежом пришли к выводу, что сфера воспитания — особая сфера, и она не может рассматриваться как дополнение к обучению. Мало того, проблемы обучения не могут эффективно решаться без выхода педагога в сфе­ру воспитания, в чем можно убедиться, проанализировав содержа­ние предыдущего раздела учебника или ознакомившись с работой232

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

любого учителя высокой категории. Есть достаточные основания 1 считать дидактическую систему подсистемой более широкой систе­мы, а именно — воспитательной системы школы, которая отнюдь не сводится к системе воспитательной работы в ней.

Учреждения культуры (тёаТр~ь77~музеи, цирк, филармония)

Общественные

Отечественные воспитательные системы XX века - student2.ru

Отечественные воспитательные системы XX века - student2.ru

организации

Учреждения социальной

защиты детей

Органы здравоохранения и госсанэп ид надзора

\ Благотворительные общества

Рис. 10. Воспитательная система школы

Воспитательная система школы включает в себя множество под­систем, число и характер которых во многом зависят от конкрет­ных условий социума и типа школы.

Основные функции школьной воспитательной системы:

• интегрирующая;

• регулирующая;

• развивающая.

Интегрирующая приводит к соединению в одно целое ранее раз­розненные, несогласованные воспитательные воздействия. Регулиру­ющая функция направлена на упорядочение педагогических процес­сов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает дина­мику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой, — в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.

Наблюдения последних лет позволяют утверждать о наличии ряда новых функций школьных воспитательных систем:

• защиты;

• корректировки;

• компенсации.

Они вызваны объективными реалиями нашей жизни.

Наши рекомендации