Методы гуманистической педагогики

Исходное требование

Пример

Создание учебной ситуации

Игра

Приучение

Убеждение

Личный пример

Лекция

Поощрение

Одобрение

Упражнения

КТД

оррекция Награждение Диспут

°азъяснение 1вседа Похвала Соревнование

Система перспективных линий Ситуация морального успеха воспитывающая ситуация амоконтроль амоанализ амонаблюдение амовоспитание амообразование амокритика амообязательство амоубеждение амореализация едагогическое сотрудничество

Таким образом, в демократическом обществе, где школа работа­ет в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны: они больше рассчитаны на разви­тие личности ребенка, ее самореализацию, на положительную перс­пективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуж­дение.

Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно счи­тать ставшими классическими следующие.

Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характери­зуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения дове­рия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпро­миссного требования педагога, а в виде актуализации уже имею­щихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих ак­тивное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Караковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возмож­ность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация вы­бора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой проис­ходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ященко, В.М, Басова).

Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, при­нятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опы­та, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педа­гогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни кол­лектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситу­ацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенство­ванию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).

Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не толь­ко желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, дос­тижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достиже­ние подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т.п.

Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский, А.С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-ново­му. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, но в противном случае это вызовет негатив­ные последствия в отношениях. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.

Ситуация творчества (В.А. Караковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, вооб-216

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ражение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.

Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее характерные. К тому же ситуации могут возникать и стихийно, независимо от педагога. Нометодом будут только те ситуации, которые моделируются и управ­ляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различ­ные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она долж­на быть значимой для того, ради кого создается.

Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но глав­ные из них: цель, возраст ребенка, его психологические особеннос­ти, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которо­му ничто не помогает столько, как дети. «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», — писал В.А. Сухомлинский.

Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамич­ны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существования предмета, процесса, яв­ления. Форма воспитательной работы — это способ организации вос­питательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элемен­тов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанни­ков. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

- массовая (фронтальная);

- групповая (кружковая);

- индивидуальная.

Встречается и другая классификация — в зависимости от мето­дов воспитательного воздействия:

- словесная (лекции, конференции);

- практическая (экскурсии, конкурсы);

- наглядная (музеи, панно).

Формы воспитательной работы различают и по времени воздей­ствия:

- урочные;

- внеурочные (в т.ч. внешкольные).

Эффективность различных форм воспитательной работы опреде­ляется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.

К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком по-

Методы гуманистической педагогики - student2.ru

Наши рекомендации