Методы гуманистической педагогики
Исходное требование
Пример
Создание учебной ситуации
Игра
Приучение
Убеждение
Личный пример
Лекция
Поощрение
Одобрение
Упражнения
КТД
оррекция Награждение Диспут
°азъяснение 1вседа Похвала Соревнование
Система перспективных линий Ситуация морального успеха воспитывающая ситуация амоконтроль амоанализ амонаблюдение амовоспитание амообразование амокритика амообязательство амоубеждение амореализация едагогическое сотрудничество
Таким образом, в демократическом обществе, где школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны: они больше рассчитаны на развитие личности ребенка, ее самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.
Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие.
Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.
Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.
Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Караковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ященко, В.М, Басова).
Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).
Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т.п.
Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский, А.С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, но в противном случае это вызовет негативные последствия в отношениях. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.
Ситуация творчества (В.А. Караковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, вооб-216
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ражение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.
Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее характерные. К тому же ситуации могут возникать и стихийно, независимо от педагога. Нометодом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.
Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них: цель, возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», — писал В.А. Сухомлинский.
Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
- массовая (фронтальная);
- групповая (кружковая);
- индивидуальная.
Встречается и другая классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия:
- словесная (лекции, конференции);
- практическая (экскурсии, конкурсы);
- наглядная (музеи, панно).
Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия:
- урочные;
- внеурочные (в т.ч. внешкольные).
Эффективность различных форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.
К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком по-