Факторы, способствующие учебно-творческой деятельности

(исследования В.И. Андреева среди студентов

Казанского университета)

Ранг фактора   Фактор   Значение медианы  
  Личность преподавателя   9,0  
  Творческие ситуации   8,7  
  Самостоятельная работа   8,5  
  Эвристические методы обучения   8,2  
  Общение с преподавателем   8,0  
  Благоприятный климат в группе   7,5  
  Коллективные формы работы   7,4  
  Общение с товарищами   7,4  
  Типовые ситуации с элементами творчества   6,9  
  Хорошо оборудованный кабинет   5,9  
  Типовые ситуации   3,6  
  Традиционные формы работы   3,2  

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

В.О. Ключевский

Слово «теория» происходит от греческого «исследую». Примени­тельно к педагогике исследуемые величины должны дать представ­ление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют струк­туру педагогической теории.

Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это по­нятие. В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной рабо­ты в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание — это целе­направленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и вос­питанников, их отношения в процессе этой деятельности, способству­ющей формированию и развитию личности и коллективов». С пози­ций деятельности дает определение и вышедший в свет в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, диалектико-материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отноше­ния к действительности, высокой культуры труда и поведения».

Изданный на три года позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в об­ществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гума­нист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле — это многогранный про­цесс постоянного духовного обогащения н обновления».

Л.Н. Толстой, немало внесший в- формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем... Воспитание172

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

есть воздействие одного человека на другого с целью заставить вос­питываемых усвоить известные нравственные привычки».

О том, что вос'питание — это искусство совершенствования чело­веческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется ве­ликая тайна усовершенствования человеческой природы».

Есть и еще одна точка зрения, высказанная Г. Нойцер в учебни­ке «Педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание — это усвоение общественнозначимого социаль­ного опыта».

То есть, в педагогике есть несколько определений категории «Вос­питание», но нет общепризнанного. Признание получило и опреде­ление Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание — это целе­направленное управление процессом развития личности. Оно весь­ма близко к определению А.В. Мудрика и коренным образом отличается от до сих пор распространенного в педагогике определе­ния воспитания как целенаправленной передачи социального опы­та подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитатель­ного процесса является обучение — передача подрастающему поко­лению определенных знаний, умений и навыков.

Воспитание — процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное на­значение человек, пронизано воспитанием.

Воспитание — процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюнктурных мета­ний. Это реальность человеческого бытия.

Воспитание — процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая его часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает осо­бенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в т.ч. образовательной системы. Оптимальный путь к успеху — гуманистическая воспитательная система.

Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педа­гогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.

Еще Аристотель в IV веке до н.э. утверждал: «Едва ли кто-ни­будь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи... Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом... Долж-

Наши рекомендации