Факторы, способствующие учебно-творческой деятельности
(исследования В.И. Андреева среди студентов
Казанского университета)
Ранг фактора | Фактор | Значение медианы |
Личность преподавателя | 9,0 | |
Творческие ситуации | 8,7 | |
Самостоятельная работа | 8,5 | |
Эвристические методы обучения | 8,2 | |
Общение с преподавателем | 8,0 | |
Благоприятный климат в группе | 7,5 | |
Коллективные формы работы | 7,4 | |
Общение с товарищами | 7,4 | |
Типовые ситуации с элементами творчества | 6,9 | |
Хорошо оборудованный кабинет | 5,9 | |
Типовые ситуации | 3,6 | |
Традиционные формы работы | 3,2 |
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики
В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
В.О. Ключевский
Слово «теория» происходит от греческого «исследую». Применительно к педагогике исследуемые величины должны дать представление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют структуру педагогической теории.
Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов». С позиций деятельности дает определение и вышедший в свет в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, диалектико-материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения».
Изданный на три года позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения н обновления».
Л.Н. Толстой, немало внесший в- формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем... Воспитание172
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».
О том, что вос'питание — это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Есть и еще одна точка зрения, высказанная Г. Нойцер в учебнике «Педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание — это усвоение общественнозначимого социального опыта».
То есть, в педагогике есть несколько определений категории «Воспитание», но нет общепризнанного. Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно весьма близко к определению А.В. Мудрика и коренным образом отличается от до сих пор распространенного в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение — передача подрастающему поколению определенных знаний, умений и навыков.
Воспитание — процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.
Воспитание — процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия.
Воспитание — процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая его часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в т.ч. образовательной системы. Оптимальный путь к успеху — гуманистическая воспитательная система.
Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.
Еще Аристотель в IV веке до н.э. утверждал: «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи... Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом... Долж-