Психологические основы педагогики развития
Активное развивающее обучение дает возможность формировать у студентов и учащихся творческое мышление, что в дальнейшем позволит легко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Проведение занятий активными методами поможет произвести замену вертикально-традиционного типа мыслительной деятельности на латеральное мышление. Латеральное мышление связано с творчеством. Цель латерального мышления — генерация идей. Новые идеи — движущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности: от науки до устройства собственной судьбы.
Генерация идей на занятиях, проводимых методом мозгового штурма, позволяет изменить тип мышления студентов. Кроме того, на занятиях целесообразно применять такие активные формы проведения занятий, как анализ конкретных ситуаций, разбор инцидента, ролевые игры.
Логичное и латеральное мышление является конкретным способом применения мыслительного аппарата. Традиционно мыслительный процесс преобразует все, что нас окружает, в стереотипы и модели. Созданные модели используются поетоянно и внедряются в сознание человека. Система моделей — эффективный способ обработки информации, используемой при обучении. Такие модели превраща-
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ются в коды. Преимущество системы кодирования в том, что, не набирая всей информации, человек собирает ее лишь столько, сколько необходимо для определения закодированной модели. Этот процесс похож на поиск в библиотеке книги по каталожному шифру.
Но наш мыслительный аппарат — система, способная самоорганизовываться, самоукрупняться; она весьма надежна и позволяет создать набор стереотипов. В этом и состоит эффективность обычного мышления. Его недостаток — в трудности перестройки стереотипов и .возможности влиять на них.
Латеральное мышление перестраивает привычные представления и создает условия для появления новых моделей. Нельзя считать, что латеральное мышление может подменять вертикальное. Они должны дополнять друг друга. Для латерального мышления характерна созидательность, для вертикального — избирательность.
Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Следовательно, нельзя полностью отказаться от традиционных форм обучения. Необходимо умело комбинировать, сочетать традиционное обучение с инновациями. Латеральное мышление надо умело применять на практике, что в дальнейшем позволит ученику осуществить перенос своих знаний из области теоретических знаний и умений в пространство жизнедеятельности. В работе с одаренными детьми следует считаться с рядом проблем, возникающих у них в период школьной адаптации. Известный американский педагог Лета Холлингуорт рекомендовала педагогам и родителям учитывать следующие проблемы одаренных.
• Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна. Нарушения в поведении детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
• Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются сверстники средних способностей.
• Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
• Погружение в философские проблемы. Одаренные дети часто задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования.
• Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становиться лидерами.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Дж. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.
- Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, причем это свойство проявляется очень рано.
- Ощущение неудовлетворенности связано с характерным для одаренных стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, отсюда и низкая самооценка.
- Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть своих высоких целей, одаренные дети сильно переживают неудачи. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.
- Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они критично относятся не только к себе, но и к окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на всякого рода раздражители и стимулы.
- Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
- Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном отношении. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Диагностика одаренности
Признаки одаренности ребенка в познании:
- может сразу заниматься несколькими делами;
- любопытен;
- имеет отличную память; имеет склонность к систематизации и коллекционированию;
- имеет большой словарный запас;
- может прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы;
- легко абстрагирует мышление;»
- любит сам решать трудные задачи;
- имеет хорошие математические способности;156
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо
или упорство. Психосоциальные аспекты одаренного ребенка:
- сильно развито чувство справедливости;
- имеет личную систему ценностей;
- легко переплетает реалии и фантазии;
- наделен ярким воображением;
- имеет развитое чувство юмора;
- склойен к преувеличению страха;
- способен к экстрасенсорному восприятию;
- многое понимает и чувствует без лишних слов;
- легко уязвим.
Физические характеристики одаренности:
- высокий энергетический уровень;
- малая продолжительность сна;
- рост слишком маленький или слишком большой;
- нередки дефекты зрения (до 8 лет);
- часто страдает отсутствием практических навыков.
2.9.5. Стратегия работы с одаренными детьми
На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы с одаренными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.
Комплекс состоит из трех этапов:
1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов.
2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, выявляющих их склонности и интересы.
3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.
Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.
А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:
1. Содержание учебной программы должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления и навыков его практи-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Программа должна давать детям возможность постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.
6. Программа должна способствовать развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.
7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
2.9.6. Работа с одаренными детьми
С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности:
• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.
• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности.
• Поощрение высказывания оригинальных идей.
• Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применительно к самым разнообразным областям (Пример: «Назовите самые разные варианты...»).
• Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проект Rapyht и модель Гилфорда предлагают следующие приемы активизации дивергентного мышления в процессе изучения отдельных дисциплин (типы вопросов):
Наука
Математика
Расскажите о всех возможных вариантах использования воды. Постарайтесь назвать максимум предметов, работающих на электричестве. Расскажите о возможных вариантах классификации и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размер'у, съедобности, несъедобности...). Попытайтесь назвать предметы, существующие парами.158
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Язык
Музыка
Ориентация в социальной сфере
Дайте описание внешнего вида наиболее фантастического космического пришельца, которого вы можете себе представить.
Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Художественное Изготовьте один и тот же предмет в различных творчество условиях. Постройте дом для воображаемого существа из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из остатков различных материалов. Назовите всех людей, которые помогают нам путешествовать, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым в нашей жизни, строят нам дома. Назовите возможные пути использования пустых коробок, бумажных и полиэтиленовых пакетов, стружки от карандашей, кусочков цветных мелков.
Все предыдущее относится к обучению одаренных в специальной школе или специальном классе.
Наш собственный многолетний опыт показывает реальность и высокую эффективность следующих педагогических приемов работы с одаренными детьми:
- использование авторских программ по курсам Базисного учебного плана, учитывающих реальный индекс интеллекта учащихся и особенности их психики;
- методы взаимного обучения;
- методы учебно-исследовательской работы;
- введение элективных курсов и факультативов за счет школьного компонента Базисного учебного плана.
Эти направления можно отнести к вертикальному обогащению интеллекта учащихся. К горизонтальной линии обогащения (линия социального развития) можно относить развитие коммуникативных способностей, преподавание психологии.
Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой школе. Так как отечественная система образования не может позволить себе открытие множества школ для одаренных детей, то, на наш взгляд, нет никакой необходимости открывать специальные школы для одаренных. Они неизбежно превратятся в очередной постсоветский «питомник» исключительных людей. Следует помнить и о законе больших чисел: если сформировать класс из одних лишь отличников, через полгода в нем появятся свои двоечники. Мы убеждены в том, что в каждой школе обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом ребенке личность. «Каж-
дый человек самоценен», — утверждал Ф.М. Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой школе — будь это провинциальное образовательное мало комплектное учреждение или академическая школа-лаборатория. Остается одно — пестовать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.
Развитию творческого потенциала личности может способствовать не только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко убеждены авторы «Петербургской концепции воспитания», созданной под научным руководством профессора И.А. Ко-лесниковой в 1993 году. Они призывают педагогов в работе с воспитанниками стимулировать у них формирование системы творческих отношений к миру, с миром, к людям, с людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут созданы педагогические условия для:
- осознания личностью своей неповторимости, самооценки при адекватности самооценки, умение посмотреть на себя со стороны, способности к саморефлексии, самодиагностике;
- выработки воспитанником круга жизненных ценностей, лежащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;
- развития самостоятельности и креативности мышления, формирования когнитивных характеристик, обеспечивающих свободу ориентации в различных жизненных ситуациях;
- развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурсами физического, психического, нравственного самосовершенствования;
- раскрытия творческих задатков и способностей, овладения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия. ~-
Задачей воспитателя становится оказание помощи ребенку, подростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освоении новых социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании имиджа: своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений, в отыскании своих тем, своих вопросов в области человеческой культуры, определении своих специфических функций в семье, школе, кругу сверстников.
Взрослый призван обеспечивать и поддерживать целостность субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и сформировать жизненную .перспективу, поставить перед собой долгосрочные и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе инте-160
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ресов и свободы выбора, дать критическую оценку результатам и ходу деятельности, проявить волевое усилие в достижении целей.
Формирование творческой индивидуальности невозможно без обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитания, гарантий сохранения его чести и достоинства со стороны окружающих, без приобретения им умения переживать неудачи, преодолевать препятствия.
Проявлениям творческой индивидуальности может сопутствовать появление таких качеств, как индивидуализм, эгоизм, самовлюбленность, поэтому воспитателю следует постоянно помнить о необходимости индивидуальной и групповой рефлексии, целью которой будет предупреждение или коррекция личностных деформаций такого плана. Кроме того, помочь в этом отношении может формирование креативно-творческого отношения к другим людям, интереса к проявлениям их индивидуальности, умения оценить, признать успех, достижение, приоритет того, кто находится рядом.
Результативными в деле воспитания творческой индивидуальности могут стать такие направления, как:
- проведение комплексной диагностики психофизиологических, социальных, нравственных и др. особенностей учащихся, уровня развития отдельных личностных сфер, доминантности какой-либо из них; этому сопутствует соблюдение профессиональной тайны и передача необходимой и возможной информации воспитанникам или их родителям;
- знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;
- введение в учебные программы курсов типа: «Познай самого себя», «Твои возможности, Человек», «Человековедение» и др.;
- проведение тренингов по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, саморефлексии и т.д.;
- организация занятий по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), развитие личных форм урочной и внеурочной творческой деятельности;
- создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;
- знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности;
- проведение совместно со сверстниками, учителями, родителями дел, позволяющих предъявить положительные результаты творческой деятельности и приобрести опыт индивиду-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ального, группового, коллективного творчества (фестивали, работа школьных театров, орудий, ансамблей, кружков, объединений; тематические вечера, выставки, олимпиады, соревнования, презентации), в том числе в сфере общения и отношения с людьми;
- включение учащихся в деловую сферу, в самостоятельную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом.
Педагогика творчества
Гений падает с неба... Но на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто случаев, когда он пролетает мимо.
Д. Дидро
Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю средиземноморской, европейской цивилизации), то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там — вспышками, группами. Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних Афин, в век Пе-рикла. У этого государственного деятеля буквально за столом одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий, создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зенон и Протагор. Почти все они были коренными гражданами Афин — города, который едва насчитывал 60 тысяч свободных граждан. И почти все выше названные гении сформировались на месте, не приехав из других районов Греции. Но никакие данные генетики не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы. Следовательно, откуда же такой «выброс» гениев?
Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество было нужно не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, — все они просто смогли реализовать присущие им задатки.
Перенесемся в Италию XIII века. В плодороднейшей долине реки По, на перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг происходят важные и уже неизгладимые перемены. Пополаны (торговцы и
i Пела| 01 нач. образов.162
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ремесленники) Флоренции, добившись отмены крепостного права, создали тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку — ведь не следует забывать, что люди еженедельно проводили по много часов в храмах (католическая церковь, помимо 52 воскресений, имеет ежегодно еще полсотни праздников). В церкви этот городской люд сначала глазел, потом глядел, а затем разглядывал скульптурные и художественные произведения; сначала «хлопал ушами», не слушая музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать.
В XIV веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в начальную школу, не менее тысячи — в среднюю и от пятисот до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заведения. Как при этом не наступить Возрождению?
Эпоха Возрождения — это эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству; массового спроса на живопись и живописцев не только со стороны меценатов. Это точка массового спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту «критическую массу», при которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланд-жело и Леонардо.
В итоге напрашивается вывод: везде, где бы ни появлялись идеальные или даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, — обязательно этот спрос выносил на свет большое число особо одаренных или даже гениальных людей.
При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя намного меньше. Поэтому необходимо изучать природу возникновения талантливых людей, в том числе и педагогов, а тем более тщательно готовить почву для их успешной реализации.
Любой директор школы должен понимать, что талантливые люди, как правило, самобытны в общении, в коллективе это «неудобные люди», но ради высокой педагогики необходимо терпеть их оригинальность, следуя завету Н. Рериха: «Попробуйте прожить хотя бы один день, не вредя друг другу». Бедность порождает экстремизм. Образование делает страну богатой. Поэтому мы обречены в будущем создавать благодатные условия для педагогического творчества, для самореализации талантливых педагогов. Иначе страна не может думать о своем будущем.
Е. Торренс выделяет следующие творческие методы в преподавании:
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
• Признание ранее не признанных или неиспользованных возможностей.
• Уважение желания ученика работать самостоятельно.
• Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
• Предоставление ученику свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.
• Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
• Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.
• Поощрение работы над проектами, предложенными учениками.
• Исключение какого-либо давления на детей.
• Подчеркивание положительного значения индивидуальных различий.
• Уважение потенциальных возможностей отстающих.
• Демонстрация энтузиазма.
• Создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно работают с сильными.
• Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
• Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
• Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.
• Извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных извлечений и индивидуальных наклонностей.
Трудно что-либо добавить к квинтэссенции мыслей, являющихся итогом многолетнего изучения педагогики творчества. Свести в какую-то систему педагогические технологии в этой сфере деятельности невозможно, так как определяющими факторами являются возраст детей, их подбор в классном коллективе, характер учебной дисциплины, название темы и многое другое. Поэтому лучше обратиться к рассмотрению сквозь призму гуманистической педагогики на конкретных примерах.
Пример 1. Интегрированный урок природоведения и изобразительного искусства во 2 классе. Тема занятия: «Осень».
В первой части сдвоенного урока учитель начальных классов в форме беседы с детьми анализирует особенности времен года, пози-164
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
тивы и негативы каждого из них; уточняет детали хозяйственной деятельности человека зимой, весной, летом и осенью; демонстрирует дары осени — цветы, фрукты и овощи; предлагает учащимся вспомнить стихи об осени. Дети слушают музыку на осенние темы, в частности «Времена года» П.И. Чайковского, анализируют классические произведения русской живописи. Затем в полилог вступает учитель изобразительного искусства. Он предлагает учащимся выявить характерные краски осени — золотая осень!
После перерыва, на втором уроке учащиеся выполняют творческое задание — «Осень в городе» (для городских школ) или «Осень в деревне» (для сельских школ). Рисунок выполняется под музыку Э. Грига «Лебедь» или П.И. Чайковского «Жатва», «Охота», «Осенняя песня», «На тройке» из «Времен года».
Мы неоднократно убеждались в том, что результатом такого урока даже в обычной школе оказываются работы учащихся, достойные любого вернисажа.
Примечание: весьма важно в конце второго часа вывесить все работы на доске и дать возможность авторам прокомментировать их.
Пример 2. Творчество детей на уроках развития речи.
Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого общества, будучи последствием этого социального процесса и его условием.
Ушедший XX век показал сокрушительную и даже разрушительную силу слова.
Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.
По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорно-бытовой речью к 8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контек-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
сте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключается в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться.
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней отражаясь.
В языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью, образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка слова — явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.
Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — не автономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный подход к развитию речи в школе.
Существенным является формирование определенного комплекса речевых умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной речью.
Речевое умение — умение специфическое. Оно выступает одновременно как частное и как обобщенное умение, которое связано с усвоением самых различных предметов. Речевые умения, которые формируются в процессе обучения русскому языку, на основе той функции, какую они реализуют в речи, классифицируются на:
• речевые умения, локализирующие в пределах одной языковой единицы, — орфоэпические, лексические, грамматические;
• речевые умения устной и письменной речи — коммуникативные, стилистические, синтаксические.
Речевые умения групп взаимосвязаны: первая позволяет определить языковое оформление текста, а вторая — смысловую сторону в связном устном или письменном высказываниях.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействи-166
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ем как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.
Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с одной стороны, и обучение чтению, с другой, и выражается в определенном комплексе речевых умений, связанных с освоением не только предложением, лексикой родного языка, но и умениями связно и образно передавать мысли.
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики изучаемых искусств.
Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи призваны формировать высокую языковую культуру и внутреннее единое художественно-эстетическое сознание.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике.
Целью такой интеграции является формирование творческого подхода к языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление органической связи между искусством слова и изобразительным искусством, более основательное понимание особенностей каждого из них.
Именно так в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребенка, но и полноценная «языковая личность».
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Пример 3. Декоративно-прикладная деятельность с использованием материалов, собранных на экскурсии.
Предложите детям коллективно или индивидуально сделать картину из морских раковин, мелких камней, растений и других элементов флоры и фауны (методом наклеивания на лист фанеры, ДВП или картона). Лучший клей — ПВА. Предварительно обсудите эскизы картин.
Устройте выставку детских работ в школе или на витринах крупных общественных зданий с обязательным указанием названий картин и фамилий исполнителей.
Такой прием повышает мотивацию творчества в дальнейшей учебной деятельности.
Пример 4. Устный журнал «Небылицы в лицах».
Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда — это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку.
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «...» в номере ...». Ребенок, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «...» в номере ...». Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «...» в номере...».
В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.
Пример 5. Игра «Презентация мира».
Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование168
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т.д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурншх ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.
«Презентация мира» направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включ<