Типы педагогических инноваций

Термин «инновация» впервые появился в научной литературе в XIX в. и означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Такое его значение сохранилось до сих пор в этнографии. В начале XX в. оформилась новая область знания — наука о нововве­дениях, в рамках которой стали изучаться закономерности техни­ческих инноваций в сфере материального производства. Педагоги­ческие инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х гг. на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.

Развитие педагогической инноватики в СССР было крайне зат­руднено из-за монопольного господства одной идеологии и связан­ного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами духовной жизни, в том числе и общеобразовательной школы. Однако демок­ратические перемены последних десяти лет, законодательно зак­репленное право на свободу педагогического творчества освободили от оков запретов долгие годы искусственно сдерживаемый потенци­ал нашего учительства. Многие школы стали воплощать в жизнь интереснейшие педагогические проекты. И именно здесь практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Наблюдается путаница в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Коллектив ученых под руководством доктора педа­гогических наук, члена-корреспондента Российской академии обра­зования М.М. Поташника, обобщив опыт деятельности современ­ной школы, предлагает следующую трактовку этих терминов.

Инновация— это нововведение. В научной литературе нововве­дение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызыва­ющие переход системы из одного состояния в другое. Любое ново­введение связано с обновлением. Однако не все новое дает везде и всегда положительный результат в силу следующих причин:

• новое не всегда является средством решения актуальных для конкретной школы задач;

• каждое новое средство рождается во вполне конкретных ус­ловиях и ориентировано на решение вполне определенных пе­дагогических задач, которые могут не совпадать с личными вкусами и интересами руководителей школы;

• увеличение числа тех, кто использует какое-то новшество, по­явление опыта его освоения обычно ужесточает набор уело-74

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

вий, при которых новшество эффективно; по этой причине эффективность всякого новшества требует экспериментальной проверки;

• каждое новое педагогическое средство имеет технологическую, связанную со спецификой его использования сторону, и лич­ностную, позволяющую учитедю и руководителю школы пу­тем проявления своих индивидуальных качеств (профессио­нальной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональ­ности, обаяния и др.) влиять на эффективность его освоения. Новое (согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова) — это «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший совсем недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

Заметим, что в толковании термина ничего не говорится о про­грессивности, об эффективности нового. Нельзя отожествлять все новое прогрессивное с прогрессивным и современным. Далеко не все новое прогрессивно. О прогрессивности или не прогрессивности нового можно судить лишь по результатам его освоения. Прогрес­сивно только то, что эффективно, т.е. позволяет при тех же или меньших затратах физических, материальных и моральных сил по­лучить оптимальным путем более высокие результаты. Поэтому процесс освоения нового предполагает изучение опыта его исполь­зования другими школами, прогнозный анализ, мысленное экспе­риментирование.

Новшество — это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация — процесс освоения этого средства.

В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновационный процесс — комплексная деятельность по созда­нию, разработке, освоению, использованию и распространению нов­шеств.

Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что ново для одного руко­водителя, одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер.

Например, изобретенная Я. Коменским еще в XVI в. классно-урочная система обучения, гуманистическая педагогика В.А. Сухо-млинского, концепция оптимизации учебно-воспитательного про­цесса Ю.К. Бабанского, опорные конспекты В.Ф. Шаталова и дру­гие новшества были и остаются выдающимися идеями своего

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

времени, и их нельзя рассматривать и, тем более, оценивать внеис-торически.

В настоящее время в российской школе встречаются следующие типы нововведений:

- в содержании образования;

- в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, сред­ствах учебно-воспитательного процесса;

- в организации учебно-воспитательного процесса;

- в управлении школой.

1.5.3. Инновации в содержании образования

В 1993 г. в образовательном пространстве России произошло зна­менательное событие: в целях развития общего образования, а так­же учета национальных, региональных и местных социо-культур-ных особенностей и традиций министр образования подписал при­каз № 237 от 07.06.93 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». По существу это был стан­дарт содержания образования, выгодно отличающийся от предыду­щих. Если есть содержание, но нет технологии, не будет хорошего результата. Если есть технология, но нет содержания — то же.

Результат = Содержание + Технология

Отсюда вытекает важность содержания обучения и воспитания. В структуре базисного учебного плана (табл. 4) теперь выделены две части:

- инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение уча­щихся к общекультурным и национально-значимым ценнос­тям, формирование личностных качеств, соответствующих об­щественным идеалам;

- вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный харак­тер развития школьников, учитывающая их личностные осо­бенности, интересы и склонности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью не­зависимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане лю­бой школы выделяются три основные вида занятий:

- обязательные, составляющие базовое ядро общего среднего об­разования;

- обязательные занятия по выбору учащихся, школы и местно­го отделения отдела образования;

- факультативы.

На основе Базисного учебного плана, утвержденного федераль­ным Министерством образования, составляются:76

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• региональный базисный учебный план (разрабатывается ре­гиональными органами управления образованием; носит ре­комендательный характер, табл. 5);

• учебный план школы на длительный период или рабочий учеб­ный план (утверждается ежегодно, так как составляется на текущий учебный год с учетом-конкретных условий).

Таблица 4

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России 1993 года

Образовательные области   Количество часов в неделю в классах  
I   II   III   I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX   X   XI  
Русский язык как государственный                           -   -  
Языки и литература                              
Искусство                         -   -   -  
Общественные дисциплины   -                            
Естественные дисциплины                
Математика                              
Физкультура   2                            
Технология   2                            
Всего                              
Обязательные занятия по выбору                              
Обязательная нагрузка учащегося                              
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                              
Итого                              

Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране, как и во многих других странах, строится на трехступенчатой основе: на­чальная, основная и полная средняя. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от началь­ной) и вторая, что связано с возрастными особенностями учащихся 5 и 6 классов. Хотя они имеют черты начальной школы, с точки зрения организации учебного процесса они относятся к основной школе, в которой предметная дифференциация учебных курсов до­стигает максимального значения.

Типы педагогических инноваций - student2.ru

ю

4 ю

g

0>

«а

v

о и О

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"8!

а1 s

I

О)

ж о сз

« к

s

о и э-

О)

s ж <и

£

ю о

•е-

о о.

с

о

ч о

к

X

<и 3

о, э

О

а

Е?

R S f-,

о

§

a; x

И 5

ГО <М LO «,

«s

«s

«s

PS

О

s.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

- продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

- недельная учебная нагрузка для базовых образовательных об­ластей на каждой из ступеней общего среднего образования;

- максимальная обязательная недельная учебная нагрузка уча­щегося, включая число учебных часов, отводимых на обяза­тельные занятия по выбору;

- итоговое количество учебных часов, финансируемое государ­ством (максимальная обязательная учебная нагрузка школь­ников, факультативные занятия, индивидуальная и внекласс­ная работа, деление групп на подгруппы).

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразователь­ной школы — осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в даль­нейшем свое развитие и обогащение. Этот принцип находит выра­жение в линейно-циклической структуре курсов, представляющих образовательную область.

В апреле 1997 года в журнале «Вестник образования», № 4 был опубликован проект Федерального закона «Государственный обра­зовательный стандарт основного общего образования». В нем под­черкнуто, что ГОС основного общего образования является основой объективной оценки уровня образования обучающихся и выпуск­ников независимо от форм получения образования и видов образо­вательных учреждений.

ГОС способствует обеспечению права личности на:

- получение полной и достоверной информации о государствен­ных требованиях к содержанию и результатам основного об­щего образования;

- полноценное и качественное образование, адекватное совре­менным общественным потребностям;

- беспрепятственное продолжение образования на последующей стадии общего образования, выбор и смену образовательных учреждений, возможность получения начального и среднего профессионального образования;

- многообразие образовательных возможностей обучающихся;

- защиту социального, психологического и физического здоро­вья;

- индивидуальный подход к нуждающимся в социальной, пси­хологической и специальной»педагогической помощи. ГОС основного общего образования способствует обеспечению по­требности общества в:80

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- образовании как важнейшем социальном институте-гаранте развития личности и общества, ответственном за наследова­ние, воспроизводство и развитие знаний, ценностей и норм;

- создание правовой основы развития образования, отвечающе­го современным потребностям общества и традициям отече­ственной культуры.

ГОС основного общего образования способствует обеспечению по­требности государства в:

- осуществлении государственной политики в области образо­вания в условиях федеративного многонационального госу­дарства;

- формировании системы преемственных образовательных про­грамм, создающей основу для подготовки молодого поколе­ния к жизни и труду, непрерывному общему и профессио­нальному образованию и самообразованию граждан в услови­ях становления многоукладной экономики и наукоемкого рынка труда;

- увеличении адаптивных возможностей системы образования в условиях социально-экономических и региональных разли­чий;

- демократизации и децентрализации управления основным об­щим образованием путем распределения полномочий между государственными и местными (муниципальными) органами управления образованием, общественными организациями и непосредственными субъектами образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт основного общего образования состоит из федерального и регионального компонентов. Он включает в себя федеральный базисный план, федеральные требо­вания к содержанию основных образовательных программ, основные требования к уровню подготовки выпускников по федеральным ком­понентам образовательных программ.

О Федеральный базисный план определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени, отводимого на изуче­ние федерального и национально-регионального компонентов, меж­ду ступенями обучения, классами и образовательными областями в зависимости от вида образовательного учреждения. Он разрабаты­вается на основании возрастных физиолого-гигиенических норма­тивов учебной нагрузки и принимается федеральным (центральным) органом управления общим образованием совместно с органами уп­равления образованием субъектов Российской Федерации не реже одного раза в пять лет.

О Федеральный компонент государственного образовательного стан­дарта основного общего образования определяет единое для всех

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

субъектов Российской Федерации ядро основного общего образова­ния, дополняемое национальными и региональными компонентами.

Федеральный компонент стандарта обязателен для реализации во всех образовательных учреждениях Российской Федерации соответ­ствующего вида, осуществляющих начальное общее и основное об­щее образование.

О Национально-региональный компонент государственного об­разовательного стандарта основного общего образования основыва­ется на федеральном базисном плане и отражает национальные и региональные особенности основного общего образования конкрет­ного субъекта Российской Федерации.

Национально-региональный компонент настоящего стандарта обя­зателен для реализации в образовательных учреждениях соответству­ющего региона, осуществляющих начальное общее и основное общее образование.

В ГОСе дана недельная расчасовка учебных дисциплин в I-IX клас­сах (табл. 6), несколько отличающаяся от Базисного плана 1993 года: в VII классе на 1 час в неделю сокращены обязательные занятия по выбору учащихся, что соответственно изменило и общую недельную нагрузку (вместо 32 теперь в VII классе она составляет 31 час).

Таблица 6 Базисный учебный план 1997 года

Образовательные области   Количество часов в неделю в классах  
I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX  
Русский язык как государственный                    
Языки и литература                    
Искусство                    
Общественные дисциплины Естественные дисциплины           2 2   2 3   2 6   3 8   4 8  
Математика                    
Физкультура                    
Технология                    
Всего                    
Обязательные занятия по выбору                    
Обязательная нагрузка обучающегося                    
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                    
Итого                    

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П Указано, что нормативный срок получения начального общего" образования не должен превышать четырех лет.

Нормативный срок получения основного общего образования не должен превышать пяти лет.

О Продолжительность учебного года должна составлять не ме­нее 34 недель. Годовой календарный-учебный график разрабатыва­ется общеобразовательным учреждением по согласованию с органа­ми местного самоуправления.

В ГОСе сформулированы основные требования к уровню подго­товки выпускника по образовательным программам в области на­чального и основного общего образования.

В качестве иллюстрации ниже приводятся требования к одной из образовательных областей «Языки и литература».

Образовательная область «Языки и литература» может быть представлена учебными курсами: «Родной язык» и «Родная литера­тура», «Русский язык» и «Русская литература», «Иностранные язы­ки» и др.

Образовательная область «Языки и литература»: обеспечивает не­обходимое для активной производственной и общественной деятель­ности владение русским языком, приобщение к культуре русского народа, а через нее — к мировой; предполагает развитие и совер­шенствование у обучающихся всех видов речевой деятельности (чте­ния, письма, аудирования, говорения); содержит языковые факты, законы и правила, которые позволяют свободно грамотно и вырази­тельно общаться на изучаемом языке и формировать элементарную лингвистическую и культуроведческую грамотность, формировать общенаучные умения и навыки (работа с книгой, словарями, анно­тирование, конспектирование, реферирование); вырабатывает поло­жительное отношение к иностранному языку, культуре страны изу­чаемого народа, потребность пользоваться иностранным языком как средством общения; приобщение обучающихся к богатствам отече­ственной и мировой художественной литературы, развивает их спо­собности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирует эсте­тические вкусы, потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию; развивает целостное отношение к миру; воспитывает эмо­циональную интеллектуальную отзывчивость при восприятии худо­жественного произведения.

Изучение в рамках основного общего образования родного языка и литературы обучающимися, проживающими на территории субъек­та Российской Федерации, находится в его компетенции и сфере правового регулирования.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации