Психологические основы диагностики познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста
В отечественной специальной психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного психологопедагогического и клинического изучения ребенка.
Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.
При разработке диагностических вопросов и проблем
возрастного консультирования детей опорой являются теоретический базис и практический опыт, который накоплен в области возрастной и специальной психологии. Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л. С. Выготского: источник, движущие силы развитияи условия воспитания.Такой подход отражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способа-
ми ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики.
Усвоение общественного опыта не сводится к приобретению ребенком знаний и умений или совокупности культурных навыков. Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.
Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каждом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития.
Необходимым условием развития ребенка является полноценность и сохранность нейроанатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем организма). Необходимо подчеркнуть, что формирование морфофункциональных систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность, возможно лишь при условии развития соответствующей специально организованной активной деятельности ребенка, имеющей выражение во внешней среде. Только в этом случае нормально функционирующий мозг открывает возможность для формирования любой специфической способности человека.
Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка — общения, предметной деятельности, игры, учения и др. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребенка в мире, и заключены подлинные движущие силы его развития. 13 то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно различной, при этом та или иная организация складывается не спонтанно и самопроизвольно, а в зависимости от определенных социальных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.
В соответствии со сменой возрастных этапов развития у ребенка на первом этапе формируются совместные дей- 9
ствия со взрослыми, на втором — по подражанию. Впоследствии они уступают место самостоятельной деятельности и со временем приобретают характер творчества. Поэтому при консультировании перед родителями раскрываются те или иные особенности ребенка, отражающие конкретную систему его взаимоотношений со взрослыми. Связи между ребенком и взрослым не являются раз и навсегда данными, так как для психического и личностного развития ребенка необходима своевременная их перестройка на каждом возрастном этапе. Например, в младенческом возрасте ведущим является эмоционально-положительное общение ребенка со взрослым, формой проявления которого становится «комплекс оживления». В дальнейшем оно сменяется предметнодейственным, а затем и речевым общением.
Психическое развитие ребенка и становление его личности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путями: стихийнопрактическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправленным обучением, организованным взрослым. Оба пути — каждый по-своему — вносят свой вклад в организацию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость анализа всех его представлений об окружающей действительности. Значение оптимальных способов организации активности ребенка взрослым нередко превосходит роль природных способностей, и, напротив, самые благоприятные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации самостоятельной деятельности и общения ребенка.
Итак, основной подход генетической теории, определяющей стратегическую линию разработки многих практических вопросов, состоит, исходя из положений прикладной детской психологии, в осуществлении контроля за ходом и содержанием, а также за условиями психического развития ребенка и в оказании помощи по организации оптимальных форм его деятельности и общения.
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, пощая и дифференцированная самооценка, элементы воле-|и>й регуляции поведения. Активно усваиваются нравст-пгмпые формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем мин ьнейшем ходе развития ребенка.
1С важным особенностям дошкольного возраста можно ■ >гнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные члрактеристики ребенка носят латентный характер. С одной стороны, некоторые нежелательные проявления ока-и.шаются преходящими, временными и постепенно, по мерс кзросления, ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складыинются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Полое того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем возрасте, то впоследст-II и и преодоление такого рода недостатков оказывается .целом трудным, а подчас и невозможным.
Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе развития ребенка лежит овладение им разными видами познавательных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит посредством интериоризации внешних, материальных, ориентировочных действий, когда, обследуя предметы, некоторые природные явления, они выделяют их свойства и устанавливают отношения между ними посредством различного рода реальных манипуляций. В свою очередь, внешние ориентировочные действия либо возникают внутри практической деятельности в результате преобразования практических действий в побуждающие, ориентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения.
На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику. Последняя в конечном счете определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
аспекта: с одной стороны, формирование и совершенствование представлений о разновидностях каждого 10 11 |
Развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных свойства предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; с другой — формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для исполь зования эталонов при анализе свойств реальных предме-1 тов. Особый интерес для нас представляли данные, каса-1 ющиеся типов перцептивных действий, складывающихся! в раннем и дошкольном детстве.
Таким образом, в основе психолого-педагогической ди-1 агностики детей раннего и дошкольного возраста лежит идея понимания познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Именно ориентировочное познавательное действие является основной структурной единицей познания.
Известны несколько типов перцептивных действий, различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами.
Для дошкольного возраста в развитии познавательных действий характерна система показателей умственного развития ребенка, включающая степень сформированности пяти типов познавательных действий: трех типов перцептивных (целенаправленные пробы, практическое примери-вание, зрительная ориентировка) и двух типов интеллектуальных (образное и логическое мышление).
Современная диагностика нарушений в развитии детей учитывает ряд принципов, важнейшим из которых является принцип комплексного подходак изучению ребенка. Он означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, психолого-педагогическое изучение ребенка составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка.
Диагностика познавательного развития детей показывает их реальные достижения, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, с учетом ведущей роли обучения для развития психики. При этом следует иметь в виду, что в случаях нарушений в психическом развитии необходимо применять не только метод психологопедагогического эксперимента,но и другие мет о д ы : изучение истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и игрой;в более сложных случаях необходимо клиническое,
н е й р о ф и з и о л о г и ч е с к о е , п а т о п с и х о л о г и ч е с к о е и другое изучение. 12
Следующим важным положением современного подхода к диагностике аномального развития в целях определения направлений коррекционного обучения является принцип целостного системного изученияребенка.
Целостный системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений пли отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвязанную систему нарушений — первичных, вторичных и т.д.
Существенное значение в диагностике нарушений в развитии ребенка имеют также принцип динамического изучения ребенка и принцип качественного анализа полученных данных. Принцип динамического изученияопирается на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия.
В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга. Существует возрастная периодизация, па которую необходимо ориентироваться при изучении ре-ненка. Поэтому при организации условий и методов диагностического обследования следует учитывать принцип возрастных особенностей детского развития.
Принцип качественного анализа данных,получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень как психического развития ребенка, так и его личностных особенностей. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных.
Из сказанного следует: во-первых,необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых,важность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.
Учитывая вышеизложенный современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, определены основные параметры оценки познавательной
деятельности ребенка: принятие задания, способы
выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности. Эти параметры составляют качественную оценку результатов об" следования детей.
Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только актуальныйуровень развития, но ипотенциальный, т. е. зону ближайшего развития.Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.
Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:
• профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
• коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, которые могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого понятием «зона ближайшего развития».
От первичных нарушений и степени их выраженности зависит содержание коррекционно-педагогической работы по умственному воспитанию, развитию личности и профилактике вторичных отклонений. Неотъемлемой частью коррекционной работы является также эффективное лечение соматических и нервнопсихических заболеваний, оказание психиатрической помощи при наличии поведенческих, личностных, психопатических проявлений.
П с и х о л о г о - м е д и к о - п е д а г о г и ч е с к о е конс у л ь т и р о в а н и е детей проводится поэтапно.
Этап 1.Специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.
Этап 2.Посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем при необходимости проводится обследование слуха и в заключение проводится обследование речи.
Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно; охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д.
Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в но кой обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым.
Этап 3.Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.
Этап 4.Даются рекомендации по изменению условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации "УДУТ тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.
Этап 5.Составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.