Определение мотивационной готовности к обучению.

Отношение к школе достаточно легко выявить через беседу с ребенком. Вопросы к беседе можно составить самостоятельно или использовать уже готовые формы беседы.

Методика «Беседа» (31).

Цель: исследовать ориентацию в окружающем, запас знаний и отношение к школе.

Вопросы:

· Как тебя зовут?

· Сколько тебе лет?

· Как зовут твоих родителей?

· Как называется город (село, поселок, деревня) в котором ты живешь?

· Каких домашних животных ты знаешь? Каких диких животных?

· В какое время года на деревьях появляются листья?

· Что остается на земле после дождя?

· Чем отличается день от ночи?

· Хочешь ли ты идти в школу?

· Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе?

· Как, по-твоему, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

Оценка результатов. По результатам беседы заполняется протокол обследования. После номера каждого вопроса ставиться знак «+» или «–». Знак «+» ставиться при следующих ответах:

· Вопросы 1-4: верный ответ (в том числе называются уменьшительные имена);

· Вопрос 5: названо не менее 2 диких и 2 домашних животных; не названы дикие вместо домашних и наоборот.

· Вопрос 6: «весной», «когда зима закончилась» и т.п.

· Вопрос 7: «лужи», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.

· Вопрос 9: утвердительный ответ.

· Вопрос 10: указание на занятия, получение знаний и т.п. (ответы, в которых называются только «игры с ребятами», «перемены», указывается, что «в школе не надо спать днем» и т.п. оцениваются знаком «–»).

· Вопрос 11: предпочтение школьного обучения домашнему.

Уровень ориентировки в окружающем, запас знаний определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 1-8: «высокий» – 7-8 «+»; «средний» – 5-6 «+»; «низкий» – 4 и менее «+».

Уровень сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам 9-11: «высокий» – 3 «+»; «средний» – 2 «+»; «низкий» – 1 или ни одного «+».

Методика «Беседа» (Т.А.Нежновой) (28).

Цель: диагностика мотивационной готовности к школе.

«Беседа» состоит из вопросов-ситуаций. Вот некоторые из них:

· Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Владик, ты же у меня такой маленький, а тебе уже скоро в первый класс идти. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебе разрешили в школу только через год идти. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

· Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в первый класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает «Что надо делать, чтоб хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь?

· Представь себе, что есть две школы – школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура – редко, не чаще одного раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: каждый день – физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо, и математика – по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться.

· «Беседа» включает и такие вопросы: - что делают дети в школе; что еще ребенок знает про школу; как он готовиться к школе и т.п.

Ответы на все вопросы оцениваются как «школьные» и «дошкольные».

Понятно, что правильное представление детей о школе и соответствующие мотивы учения формируются непосредственно в самой школе, в процессе учебной деятельности. Однако, те предусловия, с которыми дети начинают обучение, во многом влияют на будущие достижения и трудности.

«Школьные» ответы показывают высокую мотивационную готовность к обучению в школе, – у ребенка есть желание учиться, стремление идти в школу, позитивное отношение к учебе, которое объединяется с адекватными представлениями о школе. Такая позиция ребенка обеспечит нормальный переход в период школьного детства, быструю адаптацию к учебной деятельности.

«Дошкольные» ответы. 1). Есть желание идти в школу, стремление стать учеником, но они сопровождаются поверхностными представлениями о школе. «В школе интересно, там много детей, учительница ставит им пятерки»; «Мне уже купили школьную форму и портфель»; «В школе лучше там не надо спать»; «Мне нравятся в школе перемены – можно выходить в коридор» и пр. Таких детей чаще всего ожидают значительные трудности. Радикальных изменений в своем поведении они не ожидают. С первых дней могут столкнуться с разочарованиями – и пятерку «не заработаешь», и крутиться нельзя, и учительница не хвалит и пр. Если это не заметить во время, то ребенок постоянно будет проявлять свою неудовлетворенность, не сможет решать трудности, с которыми сталкиваются дети в адаптационный период в школе. Поэтому важно ознакомить таких детей с реальной ситуацией, требованиями школы.

2).Нет желания идти в школу, неправильные представления, опасения, страх. Например, «В школке очень трудно, я не знаю, хочу ли я туда идти, даже страшно», «Я наверно, не смогу сделать то, что скажет учительница» и пр. Настроение этих детей чаще всего формируется в условиях, когда воспитатель в детском саду (а родители – дома) знакомит их с трудностями в школе. Такая позиция детей говорит и о нарушениях в сфере личности – пониженной самооценки, неуверенности в себе, тревожности, боязни неудачи. Важно чтобы такие дети были сразу замечены, и им была оказана помощь и поддержка, тогда адаптация к школе пройдет вполне успешно.

Иные формы диагностики мотивационной готовности представлены в следующих трех методиках.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников

Разработана в 1988 г. М.Р.Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. – И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Необходимые материалы: 12 сюжетных картинок – по 6 для девочек и мальчиков (рис. № 2).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (или девочки) разговаривали о школе.

( Предъявляется карточка № 1)

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

( Предъявляется карточка № 2)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно бы учился».

( Предъявляется карточка № 3)

Третий мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

( Предъявляется карточка № 4)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

( Предъявляется карточка № 5)

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь».

( Предъявляется карточка № 6)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю пятерки»».

Ход обследования: взрослый раскладывает перед ребенком карточки с картинками и зачитывает рассказы к каждой из них, после прочтения задаются вопросы:

- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

- С кем из них ты хотел бы играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задается контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из картинок. Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Результаты:

1 выбор (выбор карточки с № 1) – внешний мотив – 0 баллов,

2 выбор (выбор карточки с № 2) – учебный мотив – 5 баллов,

3 выбор (выбор карточки с № 3) – игровой мотив – 1 балл,

4 выбор (выбор карточки с № 4) – позитивный мотив – 3 балла,

5 выбор (выбор карточки с № 5) – социальный мотив – 4 балла,

6 выбор (выбор карточки с № 6) – отметка – 2 балла.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

1). Исследование уровня развития произвольности.

Методика «Графические фигуры» (1).

Цель: диагностика произвольности действий и поведения.

Материал: альбомный лист разделен по полам, в верхней половине рисунки по возрастающей степени сложности (рис. № 3).

Рисунки: елка, снеговик, солнце, робот (сочетание круга, прямоугольника, треугольника).

Ребенку надо повторить рисунки на второй половине листа.

Результаты:

В ходе выполнения задания в протоколе отмечается, может ли ребенок самостоятельно проанализировать образец, прежде чем начать работу, отмечает ли недостатки в работе и как на них реагирует, обращается ли за помощью, дополнительными объяснениями, стремиться ли закончить задание незавершенным, как реагирует на оценку взрослого.

О проявлении произвольности деятельности и поведения можно судить по умению понять (повторить) инструкцию и выполнить указания экспериментатора (повторить все элементы рисунков как можно точнее), а также по количеству отвлечений в ходе обследования.

Графический диктант (разработан Д.Б.Элькониным) (Цель: диагностика восприятия пространства, умения внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого, действовать самостоятельно на основе правил и анализа образца; изучение возможностей в области моторной организации пространства.

Время: около 15 минут; на самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты.

Материалы: листок бумаги в клетку, карандаш или ручка. На листке бумаги взрослый заранее ставит точки в нижнем углу четвертой клеточки от левого края и 7 клеточек от верхнего края (так три точки). Между точками по вертикали – 7 клеток.

2) Исследование уровня развития эмоциональной сферы.

Очень показательны и информативны при изучении эмоциональной сферы проективные методики. Кроме этого их можно использовать для диагностики интеллектуальной сферы и личностной сферы в целом. («Несуществующее животное» , «Дом, дерево, человек», «Семья животных»). Недавно появилась новая проективная методика, - методика «Три дерева», она признана более надежной. Плюсом этой методики является то, что изначально не ставиться задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. Минус этой методики в сложности и многовариантности интерпретации, хотя все может измениться, ведь эта методика только начинает адаптироваться в России. ( Проективный тест «Три дерева» см. в приложении № 2).

Методика «Рисунок человека»

Обе методики схожи по форме проведения и интерпретации.

При исследовании психологической готовности к обучению рекомендуется проводить одну из этих методик (лучше «Нарисуй человека») стразу же после знакомства с ребенком и небольшой беседы. Это дает ребенку время и возможность привыкнуть к ситуации, раскрепоститься и довериться исследователю.

Цель: прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Материалы: лист белой бумаги (формат А4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый (некоторые авторы предлагают только простой карандаш), ластик.

Инструкция для методики «Рисунок человека»: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию.

Время: не более 20 минут.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

Для методики «рисунок человека».

· Кто здесь нарисован?

· Как его зовут?

· Сколько ему лет?

· Он ходит в школу или в садик?

· Ему навиться в школе? Что?

· Он веселый?

· У него есть друзья? С кем он дружит? И т.п.

Отвечая на эти вопросы, ребенок проецирует самого себя и свои отношения.

3) Определение интеллектуальной готовности.

Показатели интеллектуальной сферы по методикам

«Рисунок человека» и КРС (9).

Сразу отметим, что рисуночные пробы не могут служить достаточно надежным основанием для подробной характеристики особенностей умственного развития ребенка, однако позволяют строить предположения об уровне развития его интеллекта.

Надо учитывать то, что различные искажения фигур, не гармоничность размеров могут быть вызваны личностными, а не интеллектуальными особенностями.

Для оценки развития интеллектуальной сферы рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты рисунка.

Использование основных изобразительных средств (пространство листа, цветозаполнение, перспектива, соразмерность).

Показатели хорошего уровня:

· равномерная плотность рисунка (изображение распределено по всему пространству листа; детали такого рисунка, как правило, тематически связаны).

· Адекватность цветового решения: отсутствие не раскрашенных мест (цветовых пустот).

· Наличие в рисунке перспективы: изображения «не прозрачны» – более далекие объекты частично скрыты за более близкими и имеют относительно меньшие размеры;

Детализированность изображения.

Стандартизированная шкала оценки возрастных норм детализированности в изображении человека для детей 6-7 лет разработана в тесте Йирасека.

Высший уровень: синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем, не больше туловища. На голове – волосы (или головной убор), уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пальцами. Ноги снизу загнуты. Приведены детали одежды.

Высокий уровень отличается от высшего либо отсутствием синтетичности изображения, либо отсутствием трех деталей (шея, волосы, один палец, но не части лица).

Средний уровень: в изображении есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. Но могут отсутствовать уши, волосы, одежда, пальцы, ступни.

Низкий уровень: примитивный рисунок с туловищем, конечности рисуются простыми линиями.

Низший уровень: «головоног», не хватает ясного изображения туловища или обеих конечностей.

Пропорциональность объектов.

Соразмерность изображаемых объектов и их частей – важный положительный показатель. Например, на рисунке человека длина рук должна соответствовать размерам тела.

Оригинальность изображения.

Хорошо, если изображение типичных видов рисунков несет отпечаток своеобразия, – например, девочка рисует не «принцессу в длинном платье», а «бегущую девочку со скакалкой». Хотя стандартное изображение не является признаком низкого уровня интеллектуального развития, а отражает стремление ребенка овладеть образцом, приобщиться к ценностям своей группы.

Соответствие рисунка исходному замыслу (заданию).

Для детей младшего дошкольного возраста характерен уход от первоначальной темы рисования, следование в назывании рисунка за получившимся изображением. Показателем психологической готовности к школе является устойчивое следование цели, замыслу рисунка.

Методика «10 слов» (31).

Цель: определение уровня развития произвольного запоминания, утомляемости, активности внимания.

Время: 5-7 минут.

Описание: Зачитываются 10 слов. Ребенок должен внимательно слушать и повторить все, что запомнил в любом порядке. Первые два прочтения слов проводятся с инструкцией, а перед следующими достаточно сказать: «Еще раз». В протоколе отмечаются слова называемые правильно и неправильно (дополнительные слова). Повторения производят 5 раз.

Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе несколько слов. Слушай внимательно, и после окончания зачтения сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять слова можно в любом порядке». Можете проверить, насколько хорошо ребенок понял инструкцию. Для этого назовите несколько других слов (не из методики) и попросите повторить, что запомнил.

Образец протокола ( таблица № 1):

На каждом этапе исследования заполняется протокол. Около каждого воспроизведенного слова в столбце, который соответствует номеру попытки, ставиться крестик.

Если называется «лишнее» слово, оно фиксируется в графе снизу.

Интерпретация:

В норме с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Ослабленные, легко утомляемые дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество лишних слов может свидетельствовать о расторможенности, низком уровни произвольности.

В норме при первом воспроизведении должно быть 5-6 слов, при последнем- 8-10 слов. Если с первого раза ребенок вспомнил меньше 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом новом прочтении запоминал меньше слов, чем до этого, то это явный показатель плохой произвольной памяти и ее необходимо тренировать.

Методика «Пиктограмма»

Цель: исследование уровня развития осмысленной памяти.

Материалы: список слов, бумага, фломастеры или карандаши.

Примерный список слов:

¨ грузовик

¨ умная кошка

¨ темный лес

¨ день

¨ веселая игра

¨ капризный ребенок

¨ хорошая погода

¨ сильный человек

¨ наказание

¨ интересная сказка.

Описание: ребенку зачитываются слова с интервалом не более 30-40 секунд. Каждое слово или словосочетание произносятся отчетливо, во избежание повторения.

Пока ребенок рисует ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?». При этом высказывания ребенка заносятся в протокол.

Воспроизведение словесного материала осуществляется не ранее чем через 20-30 минут. По прошествии времени ребенку показывают его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, ответы фиксируются в протоколе.

Интерпретация.

¨ Дети с высоким уровнем осмысленной памяти вспоминают все слова полностью без искажений;

¨ Дети со среднем уровнем развития памяти назовут все слова, но с некоторыми искажениями. Например, вместо «темный лес», «в лесу темно».

¨ Дети с низким уровнем развития памяти забудут большую часть слов, а в тех, что запомнили - сделают много ошибок.

Тест Пьерона-Рузэра – аналог корректурной пробы

Цель: диагностика умения сосредоточиться, произвольного внимания, особенностей работоспособности.

Материалы: бланк с геометрическими фигурами четырех видов (рис. 5).

Время: 5 минут.

Ход обследования. Ребенку надо расставить три знака в соответствующие геометрические фигуры (знак «+» в прямоугольник, знак «–» в круг, точку в треугольник, а ромб – пропустить). Образец знаков на таблице писать не надо, ребенок должен запомнить их перед началом работы. Через каждые 60 секунд вы отмечаете в протоколе, сколько строк, знаков просмотрел ребенок, но не останавливаете и не отвлекаете его.

Результаты:

Показателем работоспособности будет количество пройденных фигур ребенком за три минуты и количество допущенных ошибок.

Концентрация внимания (К) оценивается по формуле:

К = С х С / П ,где С – число строк таблицы, просмотренных ребенком;П – количество ошибок (пропусков и ошибочных знаков).

«Норма» – 7 ошибок и меньше, т.е. концентрация внимания равна, примерно, четырнадцати.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А = S / t , где А - темп выполнения, S – количество букв в просмотренной части таблицы, t – время выполнения.

Методика «Запомни через картинку» (субтест из методики А.Н.Леонтьева) (1, 28).

Цель: диагностика уровня опосредованного запоминания.

Время: 10-12 минут.

Материалы: 16 карточек (рис. № 6).

Ход исследования. Проведение исследования предполагает, что экспериментатор при участии ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ребенку наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты опять будешь запоминать слова, но уже немного по-другому (до этого предполагается провести методику «10 слов»). Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет вспомнить тебе это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Наши рекомендации