Тема. ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
Цели занятия:
· уяснить суть процесса обучения и усвоить его структуру;
· изучить основные методы обучения и систему дидактических принципов;
· определить структуру профессиональной компетентности медицинского работника в процессе обучающей деятельности;
· научиться использовать отдельные методы обучения на практике.
Основные понятия: обучение, принципы, методы и средства обучения, профессионально-педагогическое мастерство и компетентность.
Обучениев демократической педагогике всегда рассматривалось как совместная деятельность, как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. «Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (Харламов И. Ф., 1990).
«Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (Пидкасистый П. И., 1998).
В правильно организованном процессе обучения решаются три главные задачи, осуществляются три главные функции: образовательная, развивающая и воспитывающая.
Обучение – это деятельность. Совместная деятельность преподавателя, учителя и ученика, студента. Чтобы эффективно её осуществлять, необходимо знать структурные компоненты деятельности.
Структурные компоненты деятельности:
1. Целевой компонент.
2. Потребностно-мотивационный. (Оптимум мотивации!)
3. Содержательный.
4. Деятельностно-операционный.
5. Эмоционально-волевой.
6. Контрольно-регулировочный.
7.Оценочно-результативный.
Обучение – это сложная система. Системообразующими понятиями процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), ученика, студента, слушателя тех или иных курсов (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические средства, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения.
Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение. Преподавание – это деятельность учителя (руководителя, наставника, врача, т. е. того, кто в данный момент обучает) по:
• передаче информации;
• организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
• стимулированию их интереса, самостоятельности и творчества;
• оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение– это деятельность ученика (независимо от его возраста) по:
• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения – это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость– это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения, то есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.