Структура сознания и его важнейшие характеристики

1. В самом слове сознание – совокупность знаний. Таким образом, в структуру сознания входят познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение). С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, т. е. каким мир представляется в данный момент. Память позволяет возобновить образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение одного из этих познавательных процессов ведет к расстройству сознания.

2. Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «Не Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять это противопоставление и различение в своем сознании. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя. Путь от «Не Я» до «Я» – это путь, который проходит каждый человек в детстве, в процессе формирования самосознания.

3. Наличие целеполагающей деятельности. В функцию сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся необходимые коррективы.

4. Наличие определенных отношений. В сознание человека непременно входит мир чувств, эмоциональные оценки межличностных отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, все богатство человеческой мысли было закреплено и передано в языке.

«Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая, за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана – всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу» (А. И. Герцен «Былое и думы»).

Язык – особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Язык становится реальным сознанием. Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности давать отчет в месте, времени, окружающей обстановке, состоянии, образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую информацию в мозг с учетом уже имеющихся знаний и выделяют себя из окружающей среды, сохраняют систему отношений к другим людям и к обстановке и на основе всех этих данных управляет своим поведением. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку.

Для целей клинического анализа можно делить весь объем сознания на: сознание предметное, воспринимающее, которое отражает знания в первую очередь о новых, непосредственных впечатлениях, и самосознание – сознание своей личности, своего «я», своих телесных и психических изменений, при этом представление человека о собственных психических свойствах и качествах далеко не всегда адекватно их отражает.

Коммуникативная функция сознания обуславливает возможность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (существует концепция коммуникативного происхождения сознания).

В пределах сознания можно выделить разные уровни функционального состояния мозга: активное бодрствование, спокойное бодрствование, релаксация, дремота.

Упрощенно можно сказать, что «бессознательным» в деятельности человека называют преимущественно такие формы, при которых человек недоосмысливает, недоосознает, т. е. можно говорить не о «бессознательном», а о недостаточно, неполно осознаваемом. Степень чего-то недостаточно, неполно осознанного может быть различной – от относительно небольшой до полной. «Бессознательное» и «сознательное» – это крайние проявления, между которыми находится масса промежуточных состояний, которые можно назвать сферой подсознания.

Сфере подсознания принадлежит все, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях, причем это не только хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, но и глубоко усвоенные субъектом социальные нормы поведения, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «чувство вины», «веление долга» и т. п.

К сфере подсознания можно отнести и сверхсознание. Вне психоаналитической трактовки сверхсознание-творческая интуиция, первоначальные этапы творчества, не контролируемые сознанием и волей. Деятельность сверхсознания ориентирована на удовлетворение потребностей, устойчиво доминирующих в иерархии мотивов и не сводящихся к сексуальному и агрессии.

Подсознательный процесс находит свое отражение в электрической активности головного мозга. Подсознательные и сознательные мыслительные процессы имеют сходное электрографическое выражение.

Сознание не является какой-либо самостоятельной или изолированной сферой психической деятельности. Ясность сознания предполагает правильность отображения действительности не в отдельных психических сферах (в восприятии, мышлении и т. д.), а обобщенно, в целостном психическом акте (в психиатрии галлюцинации, бред и ряд других расстройств формально к патологии сознания не относят, хотя в них и есть элементы нарушений сознания).

Критерии нарушенного предметного сознания К. Ясперса (необходимо наличие всех признаков, а не одного или двух):

1. Отрешенность от реального мира (неотчетливое восприятие окружающего, невозможность его восприятия или лишь фрагментарное его отражение).

2. Дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации.

3. Нарушение мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений.

4. Затруднение запоминания происходящих событий и субъективных болез­ненных явлений (воспоминание о периоде помрачения сознания отрывочно или совсем отсутствует).

Изменённые состояния сознания (ИСС) – собирательный термин для обозначения состояний сознания, возникающих при воздействии на личность человека различных факторов, например, алкогольной интоксикации, стрессовых ситуаций, сенсорной депривации или длительной изоляции, при нарушении суточного ритма, физическом и умственном перенапряжении, монотонности, гипервентиляции легких или длительной задержки дыхания, гипнозе, ритуальных обрядах в традиционных культурах и т. д.

Главные проявления ИСС – неспособность правильно оценивать окружающее, сосредоточенность на узком круге переживаний с забыванием, выключением из сознания всего остального. Наиболее значимые проявления ИСС:

- фиксация на ограниченном круге эмоционально окрашенных представлений;

- повышение порога восприятия;

- возможность полной и точной ориентировки в месте и времени только после сосредоточения внимания;

- ощущение изменения течения времени;

- психическая и эмоциональная напряженность;

- значительное влияние эмоциональных реакций на рассудочную деятельность;

- активация процессов воображения;

- при отсутствии полной информации – интерпретационные моменты;

- доминирующие идеи;

- переживания страха, тревоги, иногда с «выключением» других событий;

- эмоционально обусловленные изменения памяти;

- персонификация неодушевленных предметов и животных;

- изменение двигательной активности и другие.

ИСС могут быть кратковременными (несколько секунд – обмороки), средней длительности (несколько минут – при эмоциональном стрессе, монотонности) и затяжными (несколько дней, недель – неврозоподобные расстройства).

Низший уровень психики образует бессознательное (неосознаваемое). Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершенных действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте деятельности, нарушается речевое регулирование поведения. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне, автоматизированные действия, некоторые побуждения, в которых отсутствует осознание цели, некоторые патологические явления: бред, галлюцинации. Но неверно считать, что бессознательное противоположно сознательному. Бессознательное – это столь же специфическое человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное отражение мира в мозгу человека. Основоположником учения о бессознательном был З. Фрейд. Бессознательное, по З. Фрейду, – содержание психической жизни, о наличии которого человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал.

В пределах сознания можно выделить разные уровни функционального состояния мозга: активное, спокойное бодрствование, релаксация, дремота.

Упрощенно можно сказать, что «бессознательным» в деятельности человека называют преимущественно такие формы деятельности, при которых человек недоосмысливает, недоосознает, т. е. можно говорить не о «бессознательном», а о недостаточно, неполно осознаваемом. Степень чего-то недостаточно, неполно осознанного может быть различной – от относительно небольшой до полной. «Бессознательное» и «сознательное» – это крайние проявления, между которыми находится масса промежуточных состояний, которые можно назвать сферой подсознания.

Сфере подсознания принадлежит все, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях, причем это не только хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, но и глубоко усвоенные субъектом социальные нормы поведения, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «чувство вины», «веление долга» и т. п.

Неосознаваемое включает в себя природные потребности и инстинкты – ОНО:

1. Архетип – психический опыт человека, он передается генетическим кодом.

2. Кодирование и подготовка информации к использованию механизмов памяти и мышления.

3. Вытесненные переживания, создающие основу для неврозов.

4. Интуиция и автоматизированный опыт.

5. Установки и алгоритмы поведения (алгоритм – структура, обусловливающая определенный стимул к действию).

К сфере подсознания можно отнести и сверхсознание. Вне психоаналитической трактовки сверхсознание – творческая интуиция, первоначальные этапы творчества, не контролируемые сознанием и волей. Деятельность сверхсознания ориентирована на удовлетворение потребностей, устойчиво доминирующих в иерархии мотивов и не сводящихся к сексуальному и агрессии.

Подсознательный процесс находит свое отражение в электрической активности головного мозга. Подсознательные и сознательные мыслительные процессы имеют сходное электрографическое выражение. Неосознаваемое имеет отношение ко всем видам психической сферы, деятельности.

Темы для повторения:

1.Понятие о психике.

2. Рефлекторный характер психики.

3. Формы проявления психики.

4. Развитие психики в филогенезе.

5.Психика и сознание.

6. Структура сознания.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Что такое «сознание»?

2. Структура сознания.

3. Важнейшее отличие сознания человека от психики животных.

4. Критерии нарушенного сознания.

5. Содержание понятия «бессознательное».

Учебные ситуационные задачи

1. Проанализировать и дать характеристику сознательной деятельности (компоненты, структуру).

Один из героев «Мертвых душ», слуга Чичикова Петрушка, имел большую склонность к чтению книг, причем чтение это носило у него своеобразный характер: «Ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь, или молитвенник: – он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от неё бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит»

Ответ. Чтение Петрушки является типичным образцом «несознательного» чтения, но это не значит, что оно протекает без участия сознания. «Несознательность» в данном случае выражается в том, что сознание направлено не на содержание прочитанного, а на сам процесс чтения. Сознательное выполнение деятельности предполагает полное осознание содержания деятельности, её задач, ожидаемых результатов, возможных последствий.

2.Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:

1. З. Фрейда

2. Г. Лейбница

3. К. Юнга

4. А. Адлера

Ответ: 1

Контрольные ситуационные задачи:

1.Какая деятельность – сознательная или бессознательная – проявляется в приведенных ниже примерах:

А. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, «строят рожи», грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, лезут на него, кусают, он как бы слышит голоса, угрожающие убить его. Спасаясь от преследований, он иногда получает увечья, тяжелые травмы.

Б. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы – умыться, взять книгу и т. д. – испытуемый выполнял.

В. Студент быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

Г. Подростка вывели из себя друзья, которые поддразнивали его. Он изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей.

Д. Выпускник школы поступил в медицинский институт на педиатрический факультет, объясняя это тем, что он любит детей и стремится облегчать их страдания.

2.Объем актуального сознания оценивается величиной:

1. 5 +/-2

2. 6 +/-2

3. 7+/-2

4. 8+/-2

Ответ: 3

Литература

Основная

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология : учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.

2. Клиническая психология : учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2013. – 864 с.

3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов : в 3-х т. – Т. 1.Общие вопросы психологии. – М. :Юрайт, 2013.

Дополнительная

1.Методические рекомендации по курсу психологии для сту­дентов медицинских вузов / под ред. проф. Н. Н. Седовоп. – Волгоград, 2000.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 712 с.

3. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология / А. Б. Холмогорова : в 4-х т. – Т. 2. –М.: Академия, 2012.

Тема. Познавательные процессы личности.
Чувственная ступень познания. Ощущение, восприятие

Цели занятия:

- усвоение чувственной ступени познания и её роли в познавательной деятельности человека;

- понимание свойств и закономерностей ощущений и восприятий

Основные понятия темы: ощущение, восприятие, апперцепция, установка, иллюзии.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения – субъективный образ объективного мира. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают. Принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные; 2) интероцептивные; 3) проприоцептивные. Экстероцепторы можно разделить на контактные и дистантные.

Общие свойства ощущений

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей, однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Закономерности ощущений

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т. е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, подпороговые, не вызывают возникновения ощущений. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. Слабые, подкорковые раздражители из внешней среды создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций и «обмана чувств». Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

2. Адаптация притупления ощущений под влиянием действия сильного раздражителя.

3. Адаптация повышения чувствительности под влиянием слабого раздражителя (определяется как позитивная адаптация).

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора. Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражителей. Все наши анализаторные системы могут в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота), 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии.

Для болевых ощущений характерно явление сенсибилизации, которое часто возникает в результате взаимодействия анализаторов (например, при сильных болях для человека могут стать невыносимыми даже слабые световые, звуковые и прочие раздражители).

Боль может иметь положительное и отрицательное значение. В поло­жительном смысле это сигнал опасности для организма; в хирургии, например, не снимают боль при «остром животе». Но боль может отсутствовать при угрожающих жизни тяжелых состояниях (инфаркте миокарда, травматическом шоке). Иногда боль, наоборот, гораздо сильнее тяжести заболевания (зубная боль). Если боль сохраняется более 6 месяцев, то говорят о хронической боли.

Боль вызывает ряд функциональных изменений, особенно через вегетативную нервную систему. Объективно мы оцениваем интенсивность боли именно по этим изменениям – расширению зрачков, побледнению лица, холодному поту, тахикардии, повышению АД. Но точная оценка боли невозможна, поскольку субъективное перенесение боли зависит от индивидуальной чувствительности.

Часто бывает, что чем более органическим является патологический процесс (т. е. без функционального компонента), тем меньше количество субъективных жалоб, в т. ч. и на боли (за исключением метастазирующих процессов).

Более тяжело больные переносят острую приступообразную боль спастического характера (колики), исходящие от желчного пузыря или от почек.

Хроническая боль неопределенной локализации обычно ведет к пониженной субъективной реакции, снижению восприятия боли. К боли (но только умеренной) можно привыкнуть и слабее ощущать ее, в т .ч. и путём тренировок.

Ослабление боли нередко осуществляется за счет сильных конкурирующих очагов возбуждения в головном мозгу: новый источник боли может подавить ранее имевшуюся боль; боль может быть подавлена при интенсивной деятельности, любой сильной эмоции.

Неожиданная боль неизвестной этиологии вызывает более сильную психическую реакцию, чем повторная боль, причина которой известна. Большое значение для ощущения боли имеют интересы человека и его эмоциональное состояние, а также воспитание и традиции. Также часто встречается психогенная боль; словами можно внушить боль и снять ее.

Врач обязан снимать боль, если это не идет во вред ее сигнальному значению. Но возможны две крайности, в которые не стоит впадать:

1. Из опасения вызвать привыкание не используются эффективные болеутоляющие препараты тогда, когда это необходимо. Неправильно и назначение малоэффективных анальгетиков при сильных болях.

2. Не следует назначать лекарства при незначительной боли, когда непонятна ее причина.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Между отраженным объектом и его восприятием не бывает абсолютного тождества, особенно при задействовании эмоциональной сферы. Кататимия – преобразование содержания психических действий под влиянием сильных эмоций, что может обусловить извращенное восприятие объектов, явлений. Наблюдательность – это развитие ощущений и восприятия.

Наиболее важные особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает конкретный человек. И в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую и временную апперцепцию.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта или ситуации, готовность действовать тем или иным образом.

Иллюзии – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Например, «оптико-геометрические иллюзии», «феномен яркого контраста», «видимого движения», «установочные иллюзии».

Наши рекомендации