Развитие зрительного восприятия и внимания

Квартал Основное содержание работы
I А*: Учить детей соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием Учить детей производить выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных («Покажи, где мальчик бежит; где мальчик сидит; где мальчик рисует») Б: Учить детей в процессе выбора заданной формы по образцу отвлекаться от других признаков: цвета и величины, т. е. производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым за экраном; учить анализировать образец В: Учить детей производить выбор величины по образцу из трех предложенных объектов, проверяя правильность выбора приемом практического примеривания; учить соотносить предметы по величине (три размера): «Расставь игрушки в свои домики» Г: Учить детей называть основные цвета (6) — красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный Учить детей находить знакомые цвета в окружающем Учить детей в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию (игра «Светофор») Д: Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по подражанию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине) Е: Учить детей узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины
II А: Учить детей при сопоставлении предметов находить разницу в деталях (отсутствие банта у куклы, наличие туфелек и пр.) Учить детей запоминанию изображений (использовать лото: начинать с выбора из двух картинок, затем из четырех. Отсрочка между предъявлением образца и ответом ребенка равна 10 с) Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех частей с разной конфигурацией разреза Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов Б: Учить детей проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно указав, в какое отверстие нужно опустить предмет В: Учить детей складывать пирамиду из 6—7 колец по инструкции «Бери каждый раз самое большое кольцо», используя для определения величины прикладывание колец друг к другу (повтор инструкции только по мере надобности). Учить детей складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным соотнесением или примериванием частей матрешки. Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке Знакомить детей с понятиями «длинный — короткий» Г: Знакомить детей с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый Учить детей находить знакомые цвета в окружающей обстановке Д: Учить детей воспроизводить пространственные отношения справа — слева по подражанию и по образцу Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа — слева. Знакомить детей с понятиями «далеко — близко» Е: Ввести в активный словарь детей названия свойств и отношений предметов, с которыми они познакомились на первом году обучения: красный, желтый; круглый; большой, маленький, самый большой; внизу, наверху. Ввести в пассивный словарь детей названия свойств и отношений, с которыми они познакомились на втором году обучения: синий, зеленый, белый; овал, шар; больше, меньше; высокий, низкий; выше, ниже; на, под, вопрос «где?»
III А: Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза. Учить детей дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.). Продолжать учить детей складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры, элементы конструктора, разборные куклы, разборные машины, домики, самолеты); изображать собранные фигуры в рисунке. Б: Учить детей использовать различение форм в их деятельности: чередовать формы в аппликации; использовать форму в качестве сигнала при проведении дидактической игры «Гараж». Знакомить детей с различением форм в процессе практической деятельности (игры «Что катится, что не катится?», «Что стоит, что падает?») В: Продолжить знакомство детей с определением величины (высокий — низкий) на примере роста детей и взрослых, определяя высоту деревьев и других узких протяженных объектов. Знакомить детей с относительностью величины, с определениями «больше — меньше», «длиннее — короче». Учить детей использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти частей (пирамиды, кубы-вкладки и др., каждый раз предлагая новые объекты, приучая детей использовать усвоенный принцип). Учить детей использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову представления о величине предметов (большой — маленький дом, высокое — низкое дерево) Г: Закрепить использование детьми знакомых цветов в изобразительной деятельности. Включить использование цвета в игровую деятельность детей: использовать цвет в качестве сигнала к действию. Д: Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции: «Поставь коробку на шкаф», «Поставь красный кубик на зеленый», «Положи мяч под стол» и т. п. Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху) Учить детей ориентироваться в помещении (игры «Где мяч?», «Кто первый добежит до двери?» и т. п.). Дети находят предметы, кратчайший путь до указанного места комнаты; преодолевают препятствия

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха





Квартал Основное содержание работы
I А, В*: Познакомить детей с бытовыми шумами (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля) Г: Учить детей выделять знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чем я играю») Учить детей дифференцировать бытовые шумы (взонок телефона – дверной звонок, сигнал автомобиля – гудок паровоза) В: Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе
II А: Продолжать знакомить детей с бытовыми шумами (шум шагов, шуршание листьев, звук рвущейся бумаги) и звуками явлений природы (шум дождя, шум бегущей воды — ручей, морской прибой; завывание ветра, пение птиц) В: Учить детей дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого человека и ребенка, звук рвущейся бумаги и скрип открываемой двери, пение птиц и журчание ручейка, шум ветра и звук морского прибоя) Е: Формировать у детей целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики (в продуктивных видах деятельности и в игре): «Нарисуй, на чем я играю», «Выбери и приклей картинку животного, которое говорит «мяу-мяу» В, Г: Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе: «Хлопни в ладоши, когда услышишь слова «красный шарик», «песенки поет» и т. д. Г: Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом — кот, удочка — дудочка, мишка — книжка
III Г: Продолжать учить детей дифференцировать бытовые шумы и природные явления по звуковым характеристикам (шум дождя и звук морского прибоя, пение птиц и шум ветра, звук работающего пылесоса и звук стиральной машины) Д: Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор В: Учить детей воспроизводить заданные ритмы (2—3) и дифференцировать их между собой на слух Е: Формировать у детей адекватные формы поведения, опираясь на образ предмета или явления с учетом его звуковых характеристик (на звучание дверного звонка спросить, кто пришел; закрыть кран с капающей водой; закрыть форточку на звучание грома и сильные порывы ветра; остановиться на сигнал автомобиля; ответить на звонок телефона) Г: Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию: дом — ком, удочка — уточка, мишка — миска, бабушка — бабочка

Наши рекомендации