Тема: Процесс обучения, его особенности в начальной школе.

План занятия

І. Вопросы для теоретического изучения

1. Сущность и структура процесса обучения. Деятельность педагога и деятельность учащихся (подготовить «интеллектуальный» конспект).

2. Движущие силы процесса обучения, его психологические основы. Теория элементарного образования Г.Песталоцци.

3. Логика процесса обучения. Управление познавательной деятельностью учащихся.

ІІ. Практическая часть

Задание 1. (домашняя работа) На основе изучения литературы по теме выявить сущность процесса обучения в начальной школе и отразить ее через деятельность учителя и учащихся в сравнительной таблице. Сформулировать основные противоречия процесса обучения, его особенности в начальной школе.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
   

Задание 2. (работа в микрогруппах в аудитории). Обосновать гносеологические основы процесса обучения на основе сравнения сути процесса научного познания и учебно-познавательной деятельности учащихся. В чем их сходство и различие?

а) основная литература

1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш.учеб, заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. ‑384 с.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. – М., 2006. – 192 с.

3. Загрекова Л. В. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л. В. Загрекова, В.В. Николина. – М. :Высш. шк., 2007. – 383 с.

4. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального

образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. ‑ М.: ИКЦ«МарТ»; Ростов н /Д: ИКЦ«МарТ»; 2005. ‑ 592 с.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. − М., 1975 .

6. Панина, Т. С. Современные средства активизации обучения / Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова / под ред. Т. С. Паниной. – М. : Академия, 2008. – 176 с.

7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед.колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. ‑ 400 с.: ил.

8. Симонов, В. П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах: уч. пособие / В. П. Симонов. – М., 2006.

9. Савченко О. Дидактика початкової школи. – К., 1999.

10. Смирнов С. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. –

М., 2003.

11.Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. – М., 2003.

12. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее

образование / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.– 221 с.

13. Хуторской А. Современная дидактика. – СПб. – 2001.

б) дополнительная литература

1. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. – 112 с.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная

технология. – М., 2000. – 256 с.

3. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 156 с.

4. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. ‑ М., 2001.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения)

6. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004. – 428 с.

7. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 566 с.

8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. –815 с.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее

образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.

10. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.

11. «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы /Под научной редакцией А.А. Леонтьева; вып. 4. − М.: Баласс, 2000.

в) Интернет-ресурсы:

www.1september.ru

www.pedlib.ru

www.gumer.info

www.bim-bad.reability.ru

www.informika.ru

www.eidos.ru Интернет-журнал «Эйдос»

www.eduhmao.ru Понятийный словарь/

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (2 ч.)

Тема: Содержание начального образования. Формы организации обучения. Методы, приемы и средства обучения в начальной школе.

План:

I. Вопросы для теоретического обсуждения

1. Понятие содержания образования, подходы к формированию содержания обучения в начальной школе.

2. Образовательные стандарты начальной школы. Учебные планы, программы, учебные пособия как отражение содержания образования.

3. Формы организации обучения в начальной школе, их классификация. Урок как основная форма обучения.

4. Методы обучения, их типология, требования к отбору методов обучения. Объективная и субъективная составляющая метода обучения. Приемы обучения в начальной школе.

5. Характеристика средств обучения, используемых на уроках в начальных классах.

Наши рекомендации