Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Педагогический идеал начала ХХI века.

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Необходимо сказать об особенностях педагогического идеала человека, который существовал в русской педагогике.

Древняя славянская культура соединилась благодаря принятию христианства со зрелым восточным христианством Византии, цели воспитания в которой отличались от средневековой концепции западного христианства большим вниманием к телесным качествам человека.

С самого начала обучение грамоте и обучение вере воспринимались как единый процесс – это объясняет сильное влияние практически до ХХ века церкви на образование в России. В православной церкви, в отличие от католической, существовало отрицательное отношение к рациональному знанию, убеждение, что знание, "философия" ей не нужны, так как все истины в высшем воплощении заключены в Библии, в творениях святых отцов и учителей церкви. Поэтому главной задачей обучения и воспитания детей для родителей и педагогов считалась задача нравственно-религиозного воспитания.

Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:

Один – высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.

Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать "реальным идеалом".

Реальный идеал – это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.

И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1. Происхождение воспитания. Зарождение приемов и организационных форм воспитания.

2. Генезис школы и воспитания в странах Древнего Востока.

3. Воспитание и образование в античном мире. Афинская и спартанская системы воспитания.

4. Воспитание и школа в Древнем Риме.

5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

6. Развитие церковной культуры и появление церковных школ в раннем средневековье. Школа в развитом средневековье.

7. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

8. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

9. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

10. Воспитание и обучение у древних славян и Киевской Руси.

11. Воспитание и обучение на Руси в XIV - XVI веках.

12. Образование в Русском государстве в XVII веке. Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

13. Просвещение в России в начале XVIII века. Школьное дело при Петре I.

14. Педагогическая деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ. В Н. Татищев и начало профессионального образования.

15. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова.

16. Система воспитания и образования, созданная Екатериной II. Образовательные проекты второй половины XVIII века. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.

17. Теоретические основы педагогики Яна Амоса Коменского.

18. Дидактические идеи Яна Амоса Коменского.

19. Педагогические идеи Джона Локка.

21. Концепция воспитания Жан -Жака Руссо.

22. Педагогические идеи в философии XIX века.

23. Педагогические теории первой половины ХХ века.

24. Школа и педагогика в 1917-1931 гг.

25. Новаторский характер педагогики А.С.Макаренко.

26. Гуманистический характер педагогики В.А.Сухомлинского.

27. Отечественные педагоги, их вклад в отечественную науку..

28. Дать характеристику педагогического идеала в его конкретно- историческом воплощении.

Тесты

Инфатицид – это

а) любовь к детям

б) защита детей

в) убийство детей

Ян Амос Коменский

а) первый ввёл термин «дидактика»

б) первый призвал отказаться от телесных наказаний

в) первый попытался найти и привести в систему объективные закономерности обучения и воспитания

Наши рекомендации