Врач как педагог и учитель. Обучение больных и их родственников совладанию с симптомами болезни, здоровому образу жизни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип «исцеление через осознание» и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё учить и воспитывать.

Учить– означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых больные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В. М. Бехтеревым. В. Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

• избавление больных от неведения и ошибок суждения;

• коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

• обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

• социальное активирование заболевшей личности.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки.

Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной.

Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности.

Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики необходимо воспитать в себе профессионально важные качества личности:

• умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

• быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

• занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать поучительного тона, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

• быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать;

• быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела;

• совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе;

• делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и «искусство молчания».

Педагогическое действие востребовано в обществе в случаях, когда накопленный опыт должен быть передан другому. В масштабе системы образования и массовой практики обучения речь идет об определенном объеме знаний и умений, которые в обществе передаются новому поколению. Однако такого же типа передача осуществляется и в малых ситуациях обучения, где адресатом выступает человек, не владеющий каким-либо предметом и способами какой-либо деятельности. В практике медицины чаще всего такой фигурой является пациент, а врач выступает как ретранслятор специальных знаний и умений.

Цель действий человека, принявшего на себя психолого-педагогическую позицию в практике медицины, заключается в установлении взаимодействия с другими на основе ценностно-смыслового комплекса идей здоровья, здорового образа жизни, его сохранения и поддержания. Эта позиция, этот взгляд на осуществляемую деятельность должны стать определяющими в профессиональных установках и действиях врача. И пациент, и врач, и другие «действующие лица» медицинской практики по-разному причастны к индустрии здоровья, но врач является ее олицетворением, и потому именно ему вменяется в обязанность психолого-педагогическое взаимодействие с пациентом.

Выявим и рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую мы обозначили как педагогическую.

Построение пространства встречи. Сразу оговоримся, что под понятием «пространство встречи» мы имеем в виду не только физическое пространство, в котором происходит визуальный и телесный контакт людей, но и нечто большее. В философском знании термин «встреча» употребляется «для обозначения особого процесса и акта взаимопонимания и взаимодействия субъектов в глубинном общении, в котором действуют принципы принятия и другодоминантности». В педагогике большое значение придается встрече с Учителем (именно с большой буквы), благодаря которой перед учеником открывается образовательное пространство как пространство изменений его возможностей, место его будущего успеха. В глубинном педагогическом общении, которое, к слову сказать, встречается не так уж часто, рождаются взаимопонимание, доверие, взаимная поддержка, готовность к совместному творчеству.

К ситуации взаимодействия врач – пациент также можно подойти с позиции высоких требований глубинного общения. Они совершенно уместны и понятны в случаях, когда речь идет о здоровье на грани жизни и смерти. Однако, для того чтобы быть способным на такое общение, врачу необходимо обладать определенным уровнем эмоциональной компетентности, постижения деонтологических оснований врачебной деятельности, опытом оказания поддержки. Начинающему врачу, скорее всего, более свойственно неосознанное избегание подобных ситуаций. Но, на наш взгляд, важно с самого начала профессиональной деятельности знать о существовании глубинных слоев общения и, анализируя встреченные ситуации, постепенно накапливать основания для участия в них.

В чем можно обнаружить признаки необходимости глубинного общения? В первую очередь в том, как каждый пациент стремится добиться от врача индивидуального подхода именно к его случаю заболевания и к нему самому: ищет контакт при взгляде, желает выделиться, сделав приятное, или, наоборот, грубо обращает на себя внимание (кричит, требует), задает неуместные, на взгляд врача, вопросы (например, личного характера), много говорит о себе и т.п. Эти и другие подобные «симптомы» могут исчезнуть совсем или существенно измениться, как только врач создаст условия для откровенного и спокойного разговора с пациентом, касающегося не только «технических» деталей лечения, но и более широкого контекста жизни. «Врач должен владеть двумя искусствами, – подчеркивает Б. Лоун, – искусством лечить, которое немыслимо без обладания научными знаниями, и искусством исцелять. Наука никогда не сможет полностью подменить человеческие отношения, как не сможет подменить искусство».

Физическое пространство встречи также некоторым образом предопределяет разные возможности общения врача и пациента. В ряде случаев условия совсем не предполагают развернутого общения, но все равно оставляют место для человеческого контакта. И чем с большим пониманием значения этого контакта он будет осуществлен врачом, тем более глубокий уровень дальнейшего взаимодействия с пациентом станет возможен. Так, например, кажется, что во время пребывания в реанимационном отделении ни о каком общении врача (или его помощников) с пациентами говорить не приходится. Однако невозможно переоценить то значение, которое именно здесь придает пациент первому обращению к нему (иногда просто телесному прикосновению) при встрече на границе сознательного и бессознательного состояний.

Врач как педагог и учитель. Обучение больных и их родственников совладанию с симптомами болезни, здоровому образу жизни. - student2.ru

Наши рекомендации