Слушание без анализа, рефлексии, дающее собеседнику возможность высказаться – это

а) пассивное слушание

б) эмпатическое слушание

в) активное слушание

10. Вид слушания, который подразумевает постоянное отражение чувств собеседника – это

а) пассивное слушание

б) эмпатическое слушание

в) активное слушание

Осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток его разрешения на фоне эмоциональных отношений – это

а) конфликтная ситуация

б) собственно конфликт

12. Девизом какой стратегии поведения в конфликтной ситуации являются слова: «Я хочу, чтобы выиграли все!»

а) компромисс

б) соперничество

в) приспособление

г) сотрудничество

Задачи для самоподготовки:

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Общение. Роль и место общения в жизни и профессиональной деятельности.

2. Компоненты общения. Виды общения.

3. Социальная перцепция. Коммуникативные барьеры.

4. Модели взаимоотношений врача и пациента.

5. Правила построения психологического контакта с пациентом и этапы ведения беседы.

6. Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе.

7. Конфликт. Виды и функции конфликтов. Этапы развития конфликта.

8. Типы конфликтных ситуаций и способы конструктивного разрешения конфликтов.

9. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

10. Психологические особенности взаимодействия врача и пациента.

Промежуточная контрольная работа

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Общение – это сложный многоплановый процесс … и … контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями … и включающий в себя …, …, понимание … и выработку … взаимодействия.

2. Содержание – это …, которая в … контактах передается от одного … к другому.

3. Цель общения – это то, … у человека возникает данный вид активности.

4.Средства общения – это способы …, …, … и … информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

5. Социальная перцепция – это процесс восприятия …, под которыми обычно подразумеваются … и… .

6. Деонтология– … медицинских работников.

7. Социальная группа – это относительно …, складывающаяся в рамках исторически определенного общества …, объединенных … (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом… .

8. Большие социальные группы – это …, отличающиеся от малых групп наличием … … … между всеми их представителями, но … и … зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

9. Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены … … своей деятельности и находятся в непосредственном … , что является основой для возникновения группы как целого.

10. Конфликт– это … противоположно направленных …, интересов, …, мнений или ... оппонентов или субъектов … .

11. Избегание – это поведение в конфликтной ситуации, которое выражается в… , … или фактическом … конфликта.

12. Приспособление – это поведение, проявляющееся в … своих действий и установок под реальным или воображаемым … противоположной стороны, податливость … или … в ущерб собственным интересам.

13. Соперничество – одна из стратегий поведения в конфликтной ситуации, характеризующаяся достижением … или … … в условиях … с партнерами.

14. Компромисс– это … конфликтной ситуации путем … … .

15. Сотрудничество– это стратегия поведения, при которой на первое место ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а … интересов … … .

Задачи 1 уровня:

1.Вспомните и запишите один из последних конфликтов, участником которого были Вы. Какого вида был этот конфликт? Каковы, на Ваш взгляд, его причины?

2. Попробуйте самостоятельно или в группе проанализировать следующую задачу. Студент часто опаздывает на занятия на 15-20 минут. Других претензий к этому студенту нет. Какую стратегию поведения выбрали бы Вы на месте преподавателя и почему?

Экспресс-диагостика (Методика Томаса «Способы реагирования в конфликтных ситуациях»). Оцените, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл.

Опросник

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромисс.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Ключ

А – вопросы 1, 6, 11; Б – вопросы 2, 7, 12; В – вопросы 3, 8, 13; Г – вопросы 4, 9, 14; Д – вопросы 5, 10, 15.

Наши рекомендации