Тренировка и развитие памяти

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования, поэтому надо учитывать такие факторы:

§ Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

§ При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").

§ Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

§ Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней.

§ Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

§ С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

§ То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

§ Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

§ Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием

§ Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

§ Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстана­вливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии)

§ Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные (эффект Зейганик). Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных. Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные. При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

§ Когда мы вспоминаем длинный список, то слова в конце списка вспоминаются с большей легкостью, чем слова из середины списка (эффект новизны). В социальной психологии термин используется для описания того факта, что впечатление одного человека о другом человеке обычно бывает окрашено наиболее свежей информацией о нем.

Таким образом, условиями успешного запоминания являются:

- многократное и систематическое повторение;

- разделение материала на части и выделение в нём смысловых единиц;

- понимание.

Однако следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Память в работе врача

Важным профессиональным качеством врача являются мнемические способности. Доказано, что врачи обнаруживают большой объем памяти. При этом особенно востребованной во врачебной деятельности является оперативная память. Так, Б. А. Ясько пишет: «Развитая оперативная память, её большой объем, быстрота и точность воспроизведения, помехоустойчивость являются основными характеристиками оперативной памяти и значимыми условиями успешности профессиональной деятельности врача».

* Работая с пациентом, врач должен постоянно учитывать активный характер процессов хранения и переработки информации; Например, вытеснение – один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека и переживаются им в форме тревоги, страха и т.п..

* Необходимо учитывать законы памяти при сборе анамнеза; Например, закон Рибо (Ribot Th., 1881) – память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавлива­ются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние. *

*Учитывать законы психологии при закреплении в памяти клиентов врачебных рекомендаций и предписаний. Пример, законы Эббингауза. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведенных событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

* Большое значение исследования памяти имеют при многих соматических заболеваниях, особенно с длительным хроническим течением, сопровождающимся астенией.

* Психология памяти – важнейшая основа для процессов обучения как непроизвольного, так специально организованного. Существенная часть пропаганды здоровья строится на обучении навыкам здорового образа жизни и переделке навыков деструктивного поведения (в том числе и разрушение деструктивных фантазий).

* Работа с воображением с недавних пор получила широкое распространение как в клинике соматических заболеваний, так и в психотерапии, психиатрии. Вот что пишут американские исследователи: из всего изученного «...мы заключили, насколько важно подробно исследовать содержание визуализаций (зрительных, а точнее, образных, часто метафорических – представлений пациента о характере происходящих в нем болезненных процессов), чтобы увидеть, как они передают установки пациента. С тех пор мы стали уделять серьезное внимание тому, чтобы определять, не склонен ли тот или иной больной «припорашивать снежком», то есть прятать свои отрицательные чувства или каким-либо другим способом мешать лечению».

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1.Дайте определение памяти.

2.Назовите основные функции памяти.

3.Назовите основные характеристики памяти.

4 Какие виды памяти существуют у дочеловеческих организмов?

3. Назовите известные Вам подходы к изучению механизмов памяти.

4. В соответствии с какими критериями выделяются различные виды памяти?

5. Что такое эйдейтическая память?

6. Назовите известные Вам виды памяти.

7. Что такое время консолидации следов?

8. Какую функцию выполняет кратковременная память?

9. Возможно ли хорошее функционирование долговременной памяти без памяти кратковременной?

10. Что собой представляет оперативная память? В чём заключается её функция?

11. В чём отличие между механической и смысловой памятью?

12. Назовите известные Вам процессы памяти.

13. Перечислите характеристики памяти.

14. Назовите условия успешного запоминания.

15. Какие процессы влияют на эффективность запоминания?

16. Дайте характеристику нарушений памяти человека.

Тесты:

1. Способность к воспроизведению прошлого опыта и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения:

а) память

б) мышление

в) внимание

г) самосознание

2. К видам памяти относятся:

а) преактивная и ретроактивная

б) распределенная и устойчивая

в) произвольная и непроизвольная

г) все варианты верны

3. Зрительная память относится к следующему типу:

а) механическая память

б) образная память

в) логическая память

г) кратковременная память

Наши рекомендации