В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет

а) ощущение

б) восприятие

в) память

г) внимание

Задачи для самоподготовки:

1. Придумайте рассказ, в котором встречаются слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время на работу 10 минут.

Рассказ оценивают по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1.Понятие и основные функции внимания. Роль внимания в регуляции других психических процессов и деятельности.

2. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Закономерности их развития в онтогенезе.

3. Свойства внимания. Рассеянность внимания и ее причины.

4. Формирование и развитие внимания. Способы совершенствования внимания.

5. Внимательность как свойство личности врача.

6. Понятие воображения. Значение воображения в жизни человека.

7.Различные точки зрения на природу и закономерности воображения. Основные функции воображения.

8.Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, их особенности.

9. Воображение в профессиональной деятельности врача.

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного … одной информации, поступающей через …, и … другой.

2. Основными видами внимания являются:

· … и … внимание

· … и … внимание

· … и … внимание

· … и … внимание.

3. Природное вниманиедано человеку с … в виде … способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

4. Социально обусловленное вниманиескладывается прижизненно в результате … и …, связано с … регуляцией поведения, с избирательным … реагированием на объекты.

5. Непосредственное вниманиене управляется …, кроме того …, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное вниманиерегулируется с помощью….

6. Непроизвольное вниманиене связано с участием …, а произвольноеобязательно включает ….

7. Чувственное внимание связано с … и избирательной работой…, а интеллектуальное внимание– с сосредоточенностью и направленностью ….

8. Численная характеристика среднего объема внимания людей – … единиц информации.

9. Воображение– особая форма человеческой …, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая … положение между восприятием, мышлением и памятью.

10.Воображение является основой … мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства … действий.

11. Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек …, усилием … вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают…, помимо … и … человека.

12. Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно … человеком, а не просто механически … или … . В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести … в том виде.

13. Галлюцинациями называют … видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с … .

14. Грезыв отличие от галлюцинаций – это вполне … психическое состояние, представляющее собой …, связанную с …, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

15. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более … и в большей степени связана с…, т.е. в принципе … .

Задачи I уровня:

Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

Задачи П уровня:

Опишите ситуации, в которых проявляются различные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, воздействие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).

Задачи Ш уровня:

Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:

а) с низкой концентрацией;

б) с хорошим распределением;

в) с плохим переключением.

Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

Практическая часть

9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

Подготовьте доклады по данным темам:

1.Роль воображения в творческой деятельности человека.

2. Воображение и интуиция и их роль в творческой деятельности.

10. Литература:

- Основная:

1. Дубровина М. В. Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2011. – 464 с.

2. Психология. В 3-х кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687 с.

- Дополнительная:

1. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496 с.


ЗАНЯТИЕ № 5

Тема:«Память»

1. Актуальность темы:

Память, являясь сквозным психическим процессом, определяет успешность протекания других познавательных психических процессов, обеспечивает целостность и развитие личности. Знание закономерностей работы памяти может способствовать оптимизации учебной и профессиональной деятельности.

2. Учебные цели занятия:

Знать:

- основные теоретические подходы к изучению памяти;

- физиологические основы и механизмы памяти;

- критерии выделения видов памяти;

- виды памяти, их основные характеристики;

- процессы памяти, их характеристику;

- индивидуальные особенности памяти;

- способы совершенствования памяти;

- роль памяти в профессиональной деятельности врача.

уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- анализировать научно-психологическую литературу и использовать полученные знания;

- критически анализировать теоретические подходы к изучению психических процессов;

- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской деятельности;

- совершенствовать собственную личностную.

5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.

6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.

7. Материалы для самоподготовки:

7.1. Вспомогательный учебный материал

Наши рекомендации