Воображение в профессиональной деятельности врача.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний. Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать!!!
7.2. Материал для самоподготовки
Вопросы:
1. Какие свойства имеет внимание человека?
2. Каковы основные черты различных видов внимания?
3. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
4. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
5. Какую роль в жизни человека играет воображение?
6. Каково значение воображения в творчестве?
7. Как проявляется воображение в содержании сновидений.
8. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются основные виды воображения.
9. Какова роль воображения в профессиональной деятельности врача?
Тесты:
Внимание – это
а) процесс воспроизведения прошлых образов
б) процесс сохранения информации
в) направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида
Какой вид внимания отмечается у ребенка первых месяцев жизни?
а) произвольное
б) непроизвольное
в) непроизвольное и произвольное
г) послепроизвольное
К основным свойствам внимания относятся
а) сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация
б) устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость, объем
в) типизация, агглютинация, гиперболизация
Концентрация внимания – это
а) способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно
б) степень или интенсивность сосредоточенности внимания
в) способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте
Что не является расстройством внимания
а) инертность
б) чрезмерная подвижность
в) рассеянность
г) распределение
Психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека – это
а) мышление
б) память
в) воображение
г) восприятие
Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это
а) акцентирование
б) агглютинация
в) воссоздание
г) гиперболизация
Кроме человека, воображением наделены следующие животные
а) обезьяны и дельфины
б) никто, кроме человека
в) дельфины
г) собаки
Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью – это такая форма воображения, как
а) мечта
б) фантазия
в) галлюцинация
г) типизация
Воображение – это
а) психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта
б) психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами
а) представлением и вниманием
б) памятью и мышлением
в) ощущением и восприятием
К произвольному воображению не относится
а) воссоздающее воображение
б) сновидения
в) творческое воображение
г) мечта
Мечтой называется
а) процесс воображения, не включенный в творческую деятельность
б) процесс самостоятельного создания новых образов
в) все утверждения верны
Воображение, обращенное в будущее, именуют
а) фантазией
б) мечтой
в) грезами
Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как
а) концентрация
б) переключение
в) распределение
г) объем
16.Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает
а) рефлексия
б) восприятие
в) внимание
г) память