Опишите основные теории, согласно которым психика связана с головным мозгом.
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1. Возникновение и развитие псисхики в процессе эволюции.
2. Сравнение психики человека и животных.
3. З. Фрейд о бессознательном.
10. Литература:
- Основная:
1. Дубровина М. В. Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2011. – 464с.
2. Психология. В 3-х кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687с.
- Дополнительная:
1. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496с.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема:«Психические процессы. Ощущения. Восприятие»
1. Актуальность темы:
Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии. Кроме качественных характеристик, отражающих воздействие специфических видов энергии, все ощущения обладают рядом общих количественных характеристик. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- основные теоретические подходы к изучению психических процессов;
- виды ощущений, значение ощущений в жизни человека;
- основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений;
- свойства ощущений, количественные характеристики, понятие чувствительности;
- отличия восприятия от ощущений;
- виды восприятия, особенности классификации;
- основной психофизический закон Вебера – Фехнера;
- особенности восприятия пространства, времени, движения.
уметь:
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать научно-психологическую литературу и использовать полученные знания;
- критически анализировать теоретические подходы к изучению психических процессов;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни.
5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал
1. Ощущения как элементарный познавательный процесс. Значение ощущений в жизни человека.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Ощущение– это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном действии раздражителей на органы чувств.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).