Понятие о бессознательном. З. Фрейд о бессознательном.
Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного).
В современной психологии выделяют понятия бессознательного, подсознательного и надсознательного.
Бессознательное – такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.
Подсознательное – это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.).
Надсознательное – также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания. Основа надсознательного является менталитет.
Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Понятием «менталитет» в психологии обозначают то содержание общественного сознания данного социума, которое остаются в нем «за вычетом» общечеловеческих ценностей и норм.
Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, пресознание и бессознательное. Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания – это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений. Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими свойствами. Первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления.
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.
7.2. Материал для самоподготовки
Вопросы:
1. Что такоепсихика, в чем ее сущность? Назовите основные ее функции.
2. Дайте определениепонятий «психические процессы», «психические свойства», «психические состояния». Приведите примеры.
3. Расскажите о возникновении и развитии психики.
4. Опишите системную организацию психики и головного мозга.
5. Дайте сравнительную характеристику психики человека и животных.
6. Что такое сознание? Перечислите основные свойства и функции сознания.
7. Что такое бессознательное, подсознательое, надсознательное?
8. Опишите теорию бессознательного З. Фрейда.
9. Раскройте значение психологической подготовки врача для его будущей профессиональной деятельности.
Тесты:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство
а) раздражимости
б) отражения
в) высокоорганизованной материи – головного мозга
2. Феномен психики обусловлен эволюцией живой природы – это
а)Дуалистическая точка зрения
б)Идеалистическая точка зрения
в) Материалистическая точка зрения
3. Психика (душа) не связана с телом и имеет божественное происхождение – это
а) Идеалистическая точка зрения
б) Материалистическая точка зрения
в) Дуалистическая точка зрения
4. Сущность психики состоит
а) в рефлексах
б) в отражении
в) в раздражимости
г) в инстинктах
5. При каких условиях формируется человеческая психика?
а) развивается сама по себе
б) в процессе общения
в) от рождения
г) в процессе взаимодействия с другими людьми
6. Сознание присуще
а) только человеку
б) человеку и животным
в) только животным
г) высшим животным и человеку
7. К психическим явлениям относят
а) психические процессы
б) психические свойства
в) психические состояния