Формы наглядного информационного обеспечения
1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах. Некоторые темы стендов и выставок: «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку?», «Какие книги прочитать ребенку?», «Как помочь ребенку в домашних условиях» и др.
Задачи:
- информирование родителей об организации и содержании коррекционно - образовательной работы в учреждении;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно -образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся два - три раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно –развивающей работы с детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально - педагогического блока принимают участие все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их обязанностей определена должностными инструкциями.
Некоторые особенности построения «Образовательной программы»
В предыдущем разделе мы рассмотрели структурные компоненты коррекционно-педагогической работы и ее содержание. Это содержание должно быть вписано в модель учебно-воспитательного процесса конкретного дошкольного образовательного учреждения. Внутренними документами, регламентирующими этот процесс являются «Программа развития» и «Образовательная программа ГОУ»
«Программа развития дошкольного учреждения» отражает концепцию развития учреждения и спланированную систему управленческих действий по достижению желаемой модели.
Специфика организации образовательно-воспитательной и коррекционно -развивающей деятельности педагогического коллектива отражается в «Образовательной программе» .
На современном этапе развития системы образования разработаны рекомендации к построению образовательной программы, которые предусматривают следующие разделы:
Раздел 1. Пели и задачи, определенные на основе анализа результатов предыдущей педагогической деятельности (итоги выполнения программы за прошедший учебный год).
Раздел 11. Выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного педагогического процесса.
Раздел 111. Планирование текущей педагогической деятельности, формы организации педагогического процесса.
Раздел IV. Определение способов системной фиксации динамики детского развития (мониторинг).
Раздел У. Условия реализации образовательной программы детского сада.
Разработка «Образовательной программы» специального детского сада для детей с 3IIР - задача повышенной трудности. Это связано с тем, что вариативность отклонений в развитии воспитанников специального детского сада имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью до «педагогической запущенности» пли легких проявлений социальной дезадаптации. Кроме того, на данном этапе еще не разработан государственный стандарт дошкольного образования и отсутствует единая утвержденная комплексная дошкольная программа для детей с 3ПР.
Вариативность проявлений задержки психического развития и Недостаточность нормативно-методической базы осложняет оценку эффективности коррекционно -развивающей работы с ребенком при аттестации учреждений. В ряде научных публикаций описываются стойкие варианты ЗПР, которые полностью не компенсируются даже при интенсивной коррекционно -развивающей работе (Блинова Л. 11., 2001; Иванов Е.С. 1971; Лебединская К-С., 1982; Мамайчук И.И., 1995; Марковская И. Ф., 1993; Ульенкова У. В., 1994).
Возникает вопрос: как оценивать работу специалиста, который работал с ребенком не один год, а ребенок все-таки отстает в развитии и еще нуждается в специальной помощи? Психолого -педагогический консилиум рекомендует такому ребенку школьное обучение в системе КРО. Что это: неудовлетельная работа специалиста или нормальное положение дел?
Проектирование «Образовательной программы» специального детского сада для детей с 3ПР должно строиться на основе личностно- ориентированного и дифференцированного подхода при реализации коррекционно-образовательных и воспитательных задач. (Шевченко С. Г., 2001).
«Программа развития ГОУ» и «Образовательная программа» разрабатываются каждым образовательным учреждением и строятся на основе комплекса программных и внутренних руководящих документов , регламентирующих работу педагогов. В этих документах должна быть определена развивающая среда, адаптированная к психофизическим особенностям детей с ЗПР, сформулированы задачи повышения компетентности специалистов и воспитателей по проблеме 3ПР. Все эти составляющие образуют модель коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду, которая должна гибко и быстро меняться в зависимости от изменяющегося контингента детей и социального заказа.
Рассмотрим подробнее основные условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-воспитательной работы с детьми с 3ПР, такие как:
- построение «Образовательной программы», отражающей образовательные потребности детей с ЗПР;
- профессиональная компетентность педагогов;
- создание специальной развивающей среды.
Требования к содержанию «Образовательной программы»
Дошкольное образовательное учреждение для детей с ЗПР при проектировании «Образовательной программы» не может выбрать в качестве основной одну из уже существующих комплексных программ дошкольного образования, даже если это современная программа, выстроенная с учетом принципов личностно-ориентированной педагогики. Это связано с тем, что в детские сады для детей с ЗПР преимущественно попадают дети с задержкой церебрально-органического генеза. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Состояние детей часто осложнено энцефалопатическими и невротическими расстройствами, такими как гидроцефально - гипертензионный синдром, синдром моторной возбудимости, нарушение активного внимания, эмоциональные расстройства и др. (Певзнер М.С, 1966; Власова Т.А., Jlебединская К.С. 1975, 1980; Иванов Е.С., 1971; Ковалев В.В., 1973; Марковская И.Ф., 1993).
В этих условиях учитель-дефектолог должен строить свою работу с учетом структуры отклоняющегося развития, уровня актуального развития и состояния здоровья каждого воспитанника.
В отсутствие специальной комплексной программы, специалисты коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР при построении своей «Образовательной программы», адаптированной к условиям учреждения, должны ориентироваться на следующие документы:
- Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
- «Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно- педагогическому направлению работы»(52);
- Концептуальные основы коррекционно -развивающего обучения и воспитания (14, 49);
- Требования к содержанию обучения н воспитания дошкольников с ЗПР, заложенные в парциальных «Программах коррекционно -развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР» (38).
Отбор содержания по каждой линии развития дошкольника должен быть осуществлен с учетом приоритета коррекционно - развивающих задач, актуальных для большинства детей с ЗПР, и результатов психолого - педагогического обследования группы и каждого ребенка.