Диагностико -консультативный блок
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. Приоритетной является задача дифференциальной диагностики.
В условиях специального детского сада на первый план выступают задачи комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно -развивающего воздействия.
Основными задачами обследования детей являются:
- изучение качественных особенностей психического развития ребёнка;
- выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
- определение характера динамики развития и обучаемости;
- дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами встает еще одна важная задача обследования -- определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на основные психолого –диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, В.И.Лубовского, Д.Б.Эльконина и др. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А.Венгера, С.Д. 3абрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л. С. Цветковой и др.
При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической диагностике дошкольников, в них недостаточно полно рассматривается технология диагностической работы, ее методическое оснащение и формы отражения результатов комплексного исследования детей с 3ПР в специальном детском саду.
Сочетание экспериментально -психологических исследований и длительного наблюдения обеспечивает объективность оценки показателей развития ребенка и позволяет выбрать наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия.
Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиум специального детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.
В структуре психолого-педагогического изучения ребенка можно выделить несколько направлений.
Одно из них предполагает уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно -развивающей работы в течение года. Результаты соотносятся с качественными характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы", что помогает выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, а также определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.
Следующее направление ориентировано на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада.
Важным аспектом исследования является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).
Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка. позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
В течение учебного года специалисты и воспитатели проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь).
Цель обследования на начальном этапе выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.
(Оценивая уровень обученности ребенка можно ориентироваться на программное содержание "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой и парциальных программ, изложенных в пособии «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко, 2004 год )
Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микро социальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в "Диагностико -эволюционную карту". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.
На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.
На первом году обучения обследование проводится в течение 4-х недель, в последующем - З-х недель. При этом целесообразно начинать его со второй недели сентября, предоставив детям время дляадаптации к новым условиям.
Второй этап (первые две недели января).
Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожным симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (две последние недели апреля).
Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.
Возможны следующие варианты:
- При выраженной положительной динамике, когда результаты обследования близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский сад общего вида. Такой вариант возможен при педагогической запущенности, когда в процессе интенсивной педагогической работы удается в значительной мере преодолеть недостатки и пробелы в знаниях ребенка.
- При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего года обучения.
- При положительной, но слабовыраженной динамике и частых пропусках занятий по состоянию здоровья возможно повторное прохождение программы, ребенок остается на повторный год обучения.
- Если обследование показывает, что задержка психического развития носит вторичный характер (например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее структуре дефекта, коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая характеристика, и ребенок направляется на ПМПК.
Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития- своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе. Практика показывает, что многие дети с ЗПР, посещавшие дошкольные диагностико -коррекционные группы усваивают общеобразовательную школьную программу .
Определенная часть выпускников, у которых недостатки развития имеют более стойкий характер, направляется в классы коррекционно -развивающего обучения.
В условиях диагностико -коррекционной группы, длительно наблюдая за развитием ребенка и, при необходимости, консультируя его у специалистов, можно более точно квалифицировать вариант дизонтогенеза. Если выявлены выраженные отклонения в интеллектуальном или в речевом развитии, то на основании заключения ПМПК, ребенку может быть рекомендовано обучение в школе иного вида (VIII- го или V- го вида).
Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье. Задача педагогов -- раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.
Остановимся на содержании диагностической работы и функциональных обязанностях специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка. Как уже отмечалось, оно должно быть комплексным, что предполагает участие врачей, психолога, педагогов.
Диагностическая работа начинается со сбора анамнестических данных, сведений о развитии ребенка до поступления его в специальный детский сад.
Изучение медицинской документации является важным методом диагностики, так как владение этой информацией имеет значение для понимания причин и характера ЗПР, определения стратегии и тактики психолого-педагогического воздействия, определения прогноза относительно дальнейшего развития ребенка. Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения, заключения врачей -специалистов содержатся в медицинской карте, часть этих сведений переносится в "Диагностико –эволюционную карту ребенка". ("Диагностико –эволюционная карта ребенка" имеет определенную форму и включает ряд документов, отражающих историю развития, состояния здоровья, результаты комплексного психолого –педагогического обследования, задачи и направления индивидуальной коррекционно –развивающей работы.)
В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно -развивающего обучения.
Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя -дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель -дефектолог (совместно с психологом и логопедом) исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Важно выявить уровень сформированности компонентов деятельности: мотивации, программирования, регуляции. Учителя -дефектологи и воспитатели определяют уровень "обученности" каждого ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Содержание диагностической работы определяется "Образовательной программой" детского сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности педагогов, определен характер их взаимодействия.
Задачи обследования речи совместно решают учитель -дефектолог и логопед. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Учитель -дефектолог совместно с логопедом исследует состояние связной речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.
В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению игровой деятельности, особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микро социальной среды. Результаты обследования служат основанием для выбора направлений и содержания работы психолога в текущем учебном году и формирования групп, с которыми будут проводиться специальные психокоррекционные занятия.
Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят обследование по соответствующим разделам программы.
Эффективность коррекционно -развивающей работы во многом определяется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Обработка результатов обследования требует от специалистов высокой профессиональной квалификации. Этого можно достичь при условии владения специалистами знаниями и практическими умениями из области смежных дисциплин (специальной психологии, психодиагностики, нейропсихологии и др.). Желательно, чтобы психолог и учителя –дефектологи прошли подготовку по специальной психологии и имели опыт диагностической работы.
Психолога и дефектолога, прежде всего, должны интересовать качественные характеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:
- особенности мотивации;
- способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправленному ее исполнению (т. е. к программированию и реализации программы деятельности);
- сформированность знаний, практических умений и навыков, необходимых для решения задачи;
- особенности самоконтроля и самооценки.
Особый интерес при анализе интеллектуальной и практической деятельности представляют показатели, характеризующие обучаемость ребенка:
- степень самостоятельности при выполнении задания;
- характер взаимодействия со взрослым в процессе обследования;
- способность к использованию помощи и мера этой помощи;
- возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию.
Следует обратить внимание на способности детей к вербализации, к словесному отчету о своей деятельности.
Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных составляется психолого – педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно -развивающей работы.