Оздание условий для развития сенсорного восприятия детей с нарушением зрения.

Наиболее часто встречающееся заболевания у детей с нарушением зрения это - гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.

Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т.Н.). Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. То есть должны быть созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны. (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.).

Рассмотрим те элементы среды, которые отвечают выше перечисленным требованиям:

1. Оформление стен комнаты различными зрительными тренажёрами.

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия ребенка.

При оформлении комнаты учитывается возможность размещения зрительных тренажёров: схем Базарнова, различных лабиринтов. При прохождении лабиринтов используются гимнастические катки. Дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся - выше уровня глаз. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки. Интересным приёмом является использование в качестве зрительных тренажёров гибких светящихся шнуров, их используют при проведении зрительных гимнастик.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому должны быть созданы условия для полноценного физического развития ребенка, для удовлетворения его физической активности. Можно сочетать создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, количественного счёта; упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.

Органично вписываются в интерьер заслонённые изображения предметов, выполненные, например, на потолке, на плитках. Такие изображения позволяют учить ребенка чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время. Изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Во-первых, в силу того, что эти анализаторы недостаточно развиты и требуют специальной разработки. Во-вторых, в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, педагогами, ввиду отсутствия специальных методик по развитию функций сенсорных анализаторов, недостаточно внимания уделяется этой важной стороне компенсации зрительной недостаточности, что, в свою очередь, осложняет обучение детей в школе. Исследования Селезнёвой показали, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дети осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтения осязанию и слуху.

Развитие сенсорного восприятия у ребенка с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и родителей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития:

* зрительного восприятия;
* тактильного восприятия;
* слухового восприятия;
* обоняния.


К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе, и пока нет необходимого количества пособий для решения этой задачи.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:

* цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения (Подколзина Е. Н.).

* чёткие контуры изображений.
* отсутствие лишних деталей.
* идентичность игрушек реальным объектам.

Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран «Мираж».

Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи используются детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».

Пособие «Ферма» совмещает дидактические и игровые действия, позволяющие детям ориентироваться на слух, зрение, осязание. Для этого к данному комплекту подобраны записи реальных звуков: мычание коров, ржание лошади и другие звуки деревни.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации ребенка с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

К сожалению, при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу, прекращается лечение, и отсутствуют специальные коррекционные занятия, что приводит к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно закрепить результаты лечения в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учётом зрительных возможностей учащихся.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ПЛЕОПТО-ОРТОПТИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ

I-й этап плеоптический: повышение остроты зрения до возрастной нормы:

Ежедневно в группе проходят коррекционные часы.
В зависимости от остроты зрения дети выполняют упражнения по активизацию и стимуляции зрительных функций:

* игры с мозаиками, разной величины и цвета;
* подбор парных картинок;
* обводка трафаретов по внутреннему и внешнему контуру;
* сортировка (семян, косточек разной величины);
* составление целого из частей (картинки, пазлы);
* шнуровка;
* плетение ковриков.

Все предметы крупные, потому что у детей низкая острота зрения.

В результате таких упражнений у ребенка

* формируются представления о цвете, величине и форме;
* развиваются зрительно-двигательные функции глаза;
* прослеживающие функции глаза – фиксация, локализация взора,
* зрительное внимание, память, логическое мышление;
* формируется общая и мелкая моторика кистей рук.

II этап ортоптический: устранение косоглазия, тренировка аккомодации и глазодвигательных мышц.

Ребенок выполняет упражнения на развитие различительной способности:

· по цвету (цвета и оттенки),
· по форме (различные и сходные),
· по величине (относительно эталону),
· сравнение предметов по признакам,
· рассматривание и узнавание движущихся предметов,
· прослеживание взглядом за движущими предметами (прокатывание мячей, шаров),
· прослеживание пути по дорожкам (лабиринты разной сложности),
· наложение контурных и силуэтных изображений на оригинал;
· зрительная гимнастика с использованием горизонтальных и вертикальных рядов, постепенно увеличивающихся или уменьшающихся;
· упражнения с рисованием;
· все упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

 
оздание условий для развития сенсорного восприятия детей с нарушением зрения. - student2.ru


Зарегистрирован: 23 апр 2010 22:57
Сообщений: 66
Откуда: Одинцово

Много полезного материала здесь: http://slepojrebenok.blogspot.com/

Наши рекомендации