В оп ро с м ам ы: “Я всегда кормлю дочь с ложки. Как научить ее есть

самостоятельно?”

Р ек ом ен да ци и т иф ло пе да го га Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде

Необходимо уже в 2-3 года. Вероятно, ваш ребенок уже проявлял стремление к

самостоятельности: старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно

Откусывал кусочки хлеба. Хорошо, если вы поощряли интерес ребенка,

разрешали ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашк─у

так вы готовили его к самостоятельности и формировали у него представления о

Тех предметах, которыми он пользуется ежедневно.

Начинать обучение самостоятельности в еде тифлопедагоги советуют с

Обучения питью из кружки. Научите ребенка держать кружку сначала двумя

Руками, а затем за ручку. Помогайте малышу пить, слегка поддерживая кружку

Снизу. Научите ребенка сначала найти свободную площадь стола и только потом

Ставить кружку.

Обучение самостоятельности в еде ложко─й более сложный, процесс.

Первый урок начните с небольшой порции вязкой пищи (например, каши─ ее

Легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке). Сядьте сзади ребенка или

Посадите его к себе на колени. Вложите ему в правую руку ложку. Не беда, если

сначала ребенок будет держать ложку в кулак─е ведь у него еще довольно

Слабые пальцы. Возьмите его руку в свою. Зачерпните кашу (разрешите ему при

Этом набрать полную ложку) и помогите направить ложку в рот. Дайте

возможность ребенку самостоятельно повторить действие. Понадобится не один

Урок для выработки правильных координированных движений.

Иногда из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу, дети

Сильно наклоняются к тарелке. Следите за этим. Приучайте ребенка не

Наклоняться низко над тарелкой во время еды, подносить ложку ко рту

Осторожно, не спеша, чтобы не расплескать пищу.

В оп ро с р од ит ел ей: “Наверное, очень некрасиво и некультурно, что наш

Сын все время трогает пищу в тарелке руками, но мы никак не можем отучить его

От этого”.

Р ек ом ен да ци и т иф ло пе да го га На первый взгляд, постоянное желание ребенка потрогать руками

Содержимое всякой тарелки выглядит если не злонамеренным баловстством, то,

По крайней мере, невоспитанностью. Но только на первый взгляд. Любому

Человеку, садящемуся за стол, важно знать, что именно он будет есть. 3рячий

Внимательно осмотрит пищу глазами. Незрячему глаза заменяют руки. Ребенку с

Патологией зрения необходимо удостовериться, действигельно ли это то блюдо,

О котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку,

Где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного

Ориентировочного рефлекса. Однако действительная воспитанность любого

ребенка, а ребенка с нарушениями зре─ни яв еще большей степени, и

Заключается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмотреть на

Себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами (а

Для слепых и слабовидящих это особые способы и приемы) общественно

Приемлемого поведения.

Поэтому объясните ребенку, что его “копание” в тарелке не приятно для

Людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни

Взрослые, ни дети так не делают. И, самое главное, научите его способам и

Приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Хорошо,

Если в вашей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и

Ребенок эти правила знает и выполняет. При этом все поисковые движения за

Столом сведены к минимуму, и вы почти застрахованы от пролитого супа,

Опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты,

но должны неукоснительно соблюдаться всей семьей. Например, яркая салфетка

На столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка или

вилка, слева блюдце с хлебом. Под блюдцем ─ бумажная салфетка. За тарелкой

Прямо перед ребенком чашка или стакан с каким-либо напитком. Ребенок легко

Запомнит расположение предметов на столе и сможет помогать вам готовить

Стол к обеду.

Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентироваться и в

Собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы

Чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с

Ребенком в игру “Что сегодня на обед?” Пусть он попробует по запаху

Определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то

Наши рекомендации