С ле по гор еб ен ка д ош ко ль но гов оз ра ст а

Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть

успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как

зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и

как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится

констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими

заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата,

нервной системы, эмоциональной сферы.

Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из

основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это

понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он

возникает. В структуре дефекта выделяегся первичный дефект, представляющий

чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный

дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия

первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в

виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит

разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же,

расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали

вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше

они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень

показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.

Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей,

тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое

развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне

трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме

психику можно было бы определить как высшую способность человеческого

мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши

образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира.

Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент

неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента

неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности

других элементов.

При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и

непосредственно связаны с первично нарушенны─м слепот ой. Элементы

системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более

сохранными.

Зрение представляет собой сложную форму образного отражения

непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во

многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле

зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает

преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух,

осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок

лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире,

так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через

зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание

человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий

мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром.

Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В

этом смысле психика является “зеркалом”, т. е. отражением, и, что особенно

важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его

наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны

с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев

ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины

(неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к

получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в

регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных

последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в

регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения

являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и

взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит

в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни.

Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который

он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему

предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в

преклонном возрасте, заметил: “От меня до ребенка один шаг”.

Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности

ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок

развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей

необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и

энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с

каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством,

часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываясь от своей цели.

Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит,

который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного

притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого

мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие

высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень

“спонтанной обучаемости” ребенка”, имея в виду способность к

самостоятельному научению на основе подражания.

К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась.

Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок

получает в результате специально организованного обучения. И тем не менее

очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по

подражанию.

Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности

ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как

указывают многие родители, слепые дети менее активны, ч ем и х з рячие

сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает

физического ухода.

Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности

слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как

информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции,

т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его

развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой

внешней стимуляции в психологии получил название чувственной

ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно

рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня

активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно,

но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач

родителей, выполнить которую за них не сможет никто! Если зрячий ребенок

сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в

обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего слепому ребенку

следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для

восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно,

должно быть предоставлено слепому ребенку.

Особое внимание в преодолении слсдствий ограниченного восприятия

следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых,

потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также

стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности.

Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в

детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое

развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем

прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих

этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться

лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к

психическому развитию незрячего ребенка.

И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет

важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне

организации деятельности, что проявляется в различных двигательных

нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например,

застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это

обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы

незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется,

соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое

внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным

затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к

самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения

в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством

является хорошее моторное (двигательное) развитие.

Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может

проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то

несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно

проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах

ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило

название “навязчивые или стереотипные движения”. Слепые дети могут подолгу

кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть

глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво

возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут

объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то

особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае

необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за

этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми

движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который

создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему

освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с

ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае

неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют

преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все то же ─

терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны

деятельности.

Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего

происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как

самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет

меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное

количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору,

разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т.

д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер

регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя

домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его

никто этому мог и не учить.

Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается

обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что

недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой

это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему

необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием.

Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного

опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка

играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка

делает необходимым обучение его самым простым элементам игры,

воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к

двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те

действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные

стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим

видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка,

особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании

окружающего мира, тренирует его память, делает более богатым воображение,

закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими

детьми ─ в целом активно готовит его к будущей жизни.

Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень

разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях

влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.

Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит?

Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной

отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при

устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что

отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не

только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─

недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский

дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в

воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по

тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более

высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов

в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого

восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на

преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект

коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают

осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно.

Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их

преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены,

что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе

большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего

ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает,

что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно

противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих

усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность

воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по

отношению к своему ребенку.

Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой

ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то

сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка,

что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка

в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как

на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным

существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего

ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается

хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится.

Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения

составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени,

в какой вы окажете ему свое содействие.

И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса

воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях

слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью

воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях

и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму,

заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия

зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек.

И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки

родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.

Л ит ер ат ур а

Л и т в а к А. Г. Тифлопсихология. ─ М.: Просвещение, 1985. ─ 207 с.

С о л н ц е в а Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей

дошкольного возраста. ─ М.: Педагогика, 1980. ─ 180 с.

Е г о р о в а Л. В. Общение слепых детей младшего дошкольного возраста //

Сб. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. ─ Л., 1981.

Наши рекомендации