Некоторые особенности зрительно-

Пространственной ориентировки при монокулярном

Зрении.

Бинокулярное восприятие пространства осуществляется за счет взаимодействия

сенсорных и моторных механизмов двух монокулярных зрительных систем.

Результатом такого взаимодействия является способность глаза к слиянию монокулярных

образов в единое изображение, общность направлений оси проекции и локализации

изображений на центральной ямке сетчатки. При одноглазии зрительная ось одного глаза

отклоняется от совместной точки фиксации, поэтому изображения падают не на

идентичные точки сетчатки, а дети испытывают значительный дискомфорт при

ориентации в пространстве. У детей нарушается поле обзора из-за выпадения одного

глаза. Ориентация осуществляется одним глазом, поэтому значительная часть предметов

зрением не анализируется Монокулярное зрение не способно анализировать глубину,

удаленность, протяженность и объемность пространства. Обнаруживается так называемая

«монокулярная пространственная невосприимчивость», которая затрудняет движение

детей в пространстве.

Это можно заметить при движении детей в колонне друг за другом, где они из-за боязни

столкнуться, вытягивают перед собой руки (поза слепых). Большие трудности и

дискомфорт вызывают у детей с косоглазием и амблиопией групповой бег врассыпную,

когда они бегут, натыкаясь, друг на друга из-за невозможности зрительного контроля

расстояния.

Для выяснения таких трудностей можно дать детям ряд заданий, где необходима точная

фиксация объекта, соблюдение определенного расстояния между объектами на микро - и

макроплоскостях.

Бросание в цель в значительной степени зависит от характера зрения, так как, прежде

всего, ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние,

соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с

дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину,

отчего довольно часто результат является отрицательным. В отличие от них, нормально

видящие дети примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча,

могут проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие

дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился»,

«дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с монокулярным зрением чаще всего не

наблюдается, а интерес к результату падает.

Еще большие и своеобразные трудности можно обнаружить у детей с монокулярным

зрением при фиксации движущихся объектов. Нарушение глазодвигательных функций

при косоглазии обуславливает процесс прослеживания и фиксации объектов. В условиях,

когда объект восприятия, перемещаясь в пространстве, приближается или удаляется от

наблюдателя, прослеживание осуществляется путем конвергенции и дивергенции

зрительных осей. Это возможно только при нормальном зрении. В условиях же

монокулярного зрения такие акты отсутствуют, действует один глаз, у которого

возможность определения точного местоположения осложнена из-за отсутствия оценки

удаленности, протяженности, объемности пространства. Чтобы убедиться в этом, можно

проследить действия детей при ловле мяча, заметить, как дети следят за его полетом,

насколько точно действуют.

Действия детей с монокулярным зрением ограничены и неточны. Руки они чаще всего

держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало, часто мяч их застает

врасплох, дети не успевают отреагировать на его приближение. Их действия при анализе

скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, плохо фиксируются.

Поэтому ошибок может быть особенно много. Положительным результат может быть

только тогда, когда мяч направляется точно в руки ребенка, тогда он может его успешно

поймать. Если же мяч уходит несколько вбок, дети не могут протягивать руки в его

сторону. При этом с той стороны, где глаз не видит, они вообще не могут фиксировать его

полета. Для таких детей характерна поза, в которой они несколько разворачивают лицо в

сторону, чтобы ведущим глазом зафиксировать прямо летящий на них мяч. Упражнения,

подобно ловле, бросанию, метанию в цель при монокулярном зрении для детей сложны.

Так, игры в кегли, прокатывание мяча в ворота, кольцеброс и другие, дети любят, но

бросают палки наугад, прицеливания нет, а после того, как бросят, скорее бегут смотреть

результат, так как со стартовой площадки они его не видят.

Еще более интересные данные можно обнаружить при ориентировке на микроплоскости.

Детям пятого-шестого года жизни были предложены задания: расставить точки в середине

4 кругов и нарисовать в этих кругах круги поменьше; собрать пирамидку, собрать палочки

с пола и расставить на планке с прорезями; собрать нитки бус.

Во всех трех заданиях фиксировались точность действий, скорость выполнения. По

результатам действия детей с монокулярным характером зрения резко отличались от

действий нормально видящих детей.

В первом задании дети с нарушением зрения выполнили только 35% против 85%

нормально видящих детей, которые практически точно нашли центры кругов. Разница

отклонений от центра составляла несколько миллиметров, тогда как дети с монокулярным

зрением были менее точны и их ошибки в нахождении центра круга колебались в

пределах 0,5 - 1,5 см. Для нормально видящих детей были характерны действия

примеривания, прежде чем поставить точку. Дети с нарушением зрения сразу ставили

точку, а затем уже анализировали результат, поэтому в их рисунках можно было

обнаружить от 2 до 3 точек, пока одна из них не принималась окончательно. При этом

действия были более замедлены, наблюдается неуверенность в точности действия. Можно

услышать такие выражения: «не знаю, почему-то мне показалось, что точку надо было

ставить здесь». Это говорит о том, что дети еще не осознают состояния своего зрения и

полностью на него полагаются. Поэтому педагогу, вероятно, нужно знать специфику

видения каждого ребенка и учить его другим, компенсаторным способам ориентации,

применять иные приемы и способы действий с помощью технических средств и

полисенсорных способов ориентации.

Еще большие трудности возникают у детей, когда им дается задание на соревнование, кто

скорее соберет пирамидку и расставит палочки в отверстия на доске. Ив том, ив другом

случае успешность действий зависит от того, как дети фиксируют отверстия и вставляют

стержень. Мы наблюдали у детей действия нащупывания отверстия для того, чтобы

вставить палочки в отверстия. При попытке работать с помощью зрения дети долго не

могут завершить задание. Подобные действия не встречаются у нормально видящих

детей, за редким исключением, когда они спешат скорее завершить задание, чаще на

последнем кольце или последних нескольких бусинах.

Таким образом, выделяются ряд своеобразных трудностей монокулярной ориентации в

пространстве, которые характеризуются отсутствием возможности фиксировать точное

положение объекта в пространстве, невозможностью с помощью зрения анализировать

глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. С этим связана

некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других

двигательных актов. В условиях монокулярного видения вероятность появления

обедненности информации о предметном мире очевидна.

Задания к самостоятельной работе:

1. Проследите, как ходят в колонне друг за другом маленькие дети с косоглазием и

амблиопией во время применения окклюзионного лечения.

2. Дайте детям с монокулярным зрением задание на бросание в цель, прокатывание шара в

ворота и опишите их действия, трудности, ошибки.

3. Приведите примеры собственных наблюдений за детьми с монокулярным зрением, где

бы можно было обнаружить специфические трудности.

4. Опишите, как ведут себя дети во время чтения, письма, какие трудности Вы заметили.

5. В чем различия между слепыми с остаточным зрением и слабовидящими детьми.

Литература.

1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия

у детей с нарушением зрения. М., 1960 2

2. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1973.

3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей

с нарушением зрения. М.. ГороД, 1998.

4 Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1998

5. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию М., 1998.

Наши рекомендации