Особенности зрительного восприятия и

Ориентации детей с нарушением зрения.

Роль зрительного восприятия в становлении

Психики ребенка.

Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире в сравнении с

другими органами чувств.

И.М. Сеченов (1947), рассматривая роль зрения в психической жизни, говорил, что в цепи

существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.

Доминантность зрительной системы, как пишет Б.Г. Ананьев (1960), определяется

сочетанием четырех факторов: целостностью предметного образа, предметного действия с

объектами действительности, знаковостью воспринимаемых объектов и пространственной

организацией одновременного образа.

В отличие от других органов чувств, зрение работает на трех уровнях: сенсорном

(ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Благодаря

этому за первые шесть месяцев развития зрительная система значительно опережает

своим становлением другие анализаторные системы.

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной

информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до

осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в

результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в

образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации,

обучения и действия в окружающей действительности. Начиная с простейших аналитико-

синтетических перцептивных действий с предметами, ребенок постепенно идет к

развитым обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков

и свойств предметов, а затем уже к созданию целостного образа предмета, становящегося

основной для мыслительных действий и операций.

Одной из ведущих функций зрения и зрительного является стимулъно-различительная,

направленная на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне

ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная

функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех

психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром.

В результате перцептивных действий выделяются качественные характеристики в

предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя

мозг к аналитико-синтетической деятельности.

Следующей весьма важной функцией является аналитико-синтетическая сторона

зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов,

узнавание предметов и явлений окружающей среды. Процесс анализа и синтеза,

воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из

ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с

помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта.

Информационнопознавательное значение зрения и зрительного восприятия,

проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно

имеющимся образам мышления и памяти.

Информационно-познавательный процесс зрительного восприятия можно определить как

процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом,

эталоном этого объекта или предмета. Информационно-познавательная роль зрения

проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться

зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и

осуществлении различных видов деятельности.

При недостаточности способов анализа и образов мышления и памяти обнаруживаются

разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения

наблюдается вербализм мышления.

Организационно-регулирующая роль зрения определяется как умение целенаправленно,

осознанно, избирательно пользоваться зрительной информацией и проявляющейся в

целесообразной мотивационно-потребностной и социально-значимой ориентацией,

общением в окружающей действительности.

И не менее значимой является коммуникативно-воспитывающая функция, определяющая

формирование эмоционально-поведенческого и социального проявления ребенка

Коммуникативно-воспитывающее значение зрения проявляется в формировании у

ребенка определенной системы знаний, позволяющих ему мотивационно обосновывать

свои поступки и адекватно действовать.

Выделение данных функций зрения и зрительного восприятия связано с

недостаточностью их проявления у детей с нарушением зрения, так как известно, что

качество предметного действия зависит от общего типа ориентировки ребенка в предмете,

состояния анализирующих способностей зрительного восприятия ребенка с нарушением

зрения и уровнем навыков обследования предмета.

Четкое представление функциональных свойств зрительного восприятия и установление

своеобразия развития его у детей с нарушением зрения, позволяет дать наиболее

достоверную и доказательную информацию, обеспечивающую целесообразный подход к

осуществлению коррекционной работы по преодолению зрительной депривации.

Умение детей использовать свое зрение в соответствии с его состоянием во многом

предопределит успешность их социальной адаптации, другими словами, умение детей

использовать свое зрение, знания, навыки и умения в соответствии с условиями, в

которых ребенок оказывается при решении различных задач в тех или иных видах

деятельности.

Наши рекомендации