Особенности изменения слов в предложении

Первая часть главы была посвящена выяснению того, как овладевают глухонемые школьники существеннейшей особен­ностью грамматического строя языка—изменением формы слов.

Мы пользуемся термином форма слова в том широком значении, которое придаёт ему современная грамматика. Под формами слова имеются в виду закономерные видоизменения 'Слова, которые придают дополнительное значение основному зна­чению этого слова, обозначающему основное понятие. Такого рода изменение формы слова происходит- в контексте предложе­ния, а также и при словообразовании.

Изменение формы слова вне контекста осуществляется толь­ко в условиях специальных грамматических упражнений (на­пример, упражнения в образовании множественного числа, в склонении, в спряжении, в образовании однокоренных слов и т. д.).

Мы воспользовались одним из этих специальных упражне­ний (образованием множественного числа имён существитель­ных) в качестве примера для обстоятельного изучения того, как овладевают глухонемые школьники грамматическими измене­ниями, которым подвергаются слова.

На примере усвоения категории числа имён существитель­ных было показано, как происходит абстрагирование от кон­кретных значений слов; подробно изучался процесс развития анализирующего восприятия строя слов, осуществляющийся з период практического обучения детей грамматическому, в част­ности, морфологическому строю языка. На этом материале удалось выявить, как благодаря формированию в процессе обу­чения новых связей, касающихся строя слов, глухонемые дети выделяют и осмысливают то общее, что лежит в основе грамма­тического изменения, характеризующего категорию числа у име­ни существительного как определённой части речи.

Было показано также, что для грамматически правильного изменения слов учащимся приходится абстрагироваться не толь­ко от значения этих слов, но и от многих компонентов их зву­кового и морфологического состава; эти процессы являются не­обходимым условием выделения того компонента слова, кото­рый определяет их грамматические "изменения в пределах опре­делённой грамматической категории.

Во второй части главы мы освещаем новый вопрос: как усваивают и осуществляют грамматические изменения слов глу-

хонемые школьники при сочетании слов в предложении. Обще­ние осуществляется посредством связной речи, состоящей и; предложений. Предложение является высказыванием, выражаю­щим мысль с целью сообщения её другим. Предложение не представляет собой простого набора слов, нужных для переда­чи данной мысли, это не заготовка из «строительного материа­ла» языка; оно состоит из слов и групп слов, объединённых смысловыми и грамматическими отношен и я м и. Грамматические отношения слов в простом распростра­нённом предложении это согласование, управление и примыка­ние слов; согласование и управление требуют определённых морфологических изменений слов в предложении.

Изменение слов, входящих в состав предложения и выпол­няющих роль определённых членов этого предложения, кон­кретно направляется в каждом отдельном случае теми о б щ и-м и особенностями, которые присущи этим членам предложе­ния и обусловлены их связью с другими членами предложения. Вместе с тем необходимо учитывать, что каждое из изменяемых слов, входящих в состав предложения, является определённой частью речи, которой свойствен строго очерченный круг возмож­ных изменений. Следовательно, какие именно из возможных из­менений данного слова должны быть использованы в определённом конкретном случае, определяется в предложении тем, каким членом предложения данное слово является, каки­ми смысловыми и грамматическими отношениями оно связано с остальными членами этого предложения.

Таким образом, изменение глухонемыми детьми слов вне контекста и их изменение в связной речи, в контексте предло­жения—разные по своей сложности процессы, каждый из кото­рых при всей их взаимосвязанности правомерно рассматривать самостоятельно.

В этой части главы будут рассмотрены особенности измене­ния глухонемыми школьниками слов при их сочетании в пред­ложений.

Современная грамматика учит, что предложение содержит группы слов, объединённые по смыслу, а следовательно, и по грамматическим отношениям. Они называются словосочета­ниями и представляют собой грамматические единства внутри предложения, которые состоят не менее чем из двух полнознач-еых слов и могут быть выделены из предложения.

В нашей работе уделено особое внимание вопросам усвоения глухонемыми детьми грамматических отношений управления в простом распространённом предложении; освещаются также не­которые вопросы усвоения согласования главных и второстепен­ных членов в предложении этого же типа.

Согласно программе по русскому языку, в приготовительном и классах учащиеся школы глухонемых сначала работают над ростьщ нераспространённым предложением, а затем над опреде-

7*

7*

ленными типами простого распространённого предложения (с прямым дополнением, с косвенным дополнением после отрицания, с обстоятельствами, выраженными именами существительными предложного и винительного падежа с предлогами на и в, с кос­венным дополнением, выраженным творительным падежом). В программе по разговорной речи для учащихся этих годов обуче­ния встречается ещё большее количество типов предложений. К началу обучения во II классе дети уже знакомы с согласованием главных членов предложения в роде и числе; они имели дело также с согласованием прилагательных с существительными в роде и числе. Они знакомы практически с управлением второсте­пенными членами в указанных выше типах простого распростра­нённого предложения и знают падежные изменения существи­тельных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, знают множественное число имён существительных.

Вопрос об усвоении глухонемыми школьниками словосочета­ний, выражаемых посредством согласования и управления слов, нуждал'ся в тщательном изучении, которое и было предпринято.

Наши рекомендации