Особенности изменения слов в предложении
Первая часть главы была посвящена выяснению того, как овладевают глухонемые школьники существеннейшей особенностью грамматического строя языка—изменением формы слов.
Мы пользуемся термином форма слова в том широком значении, которое придаёт ему современная грамматика. Под формами слова имеются в виду закономерные видоизменения 'Слова, которые придают дополнительное значение основному значению этого слова, обозначающему основное понятие. Такого рода изменение формы слова происходит- в контексте предложения, а также и при словообразовании.
Изменение формы слова вне контекста осуществляется только в условиях специальных грамматических упражнений (например, упражнения в образовании множественного числа, в склонении, в спряжении, в образовании однокоренных слов и т. д.).
Мы воспользовались одним из этих специальных упражнений (образованием множественного числа имён существительных) в качестве примера для обстоятельного изучения того, как овладевают глухонемые школьники грамматическими изменениями, которым подвергаются слова.
На примере усвоения категории числа имён существительных было показано, как происходит абстрагирование от конкретных значений слов; подробно изучался процесс развития анализирующего восприятия строя слов, осуществляющийся з период практического обучения детей грамматическому, в частности, морфологическому строю языка. На этом материале удалось выявить, как благодаря формированию в процессе обучения новых связей, касающихся строя слов, глухонемые дети выделяют и осмысливают то общее, что лежит в основе грамматического изменения, характеризующего категорию числа у имени существительного как определённой части речи.
Было показано также, что для грамматически правильного изменения слов учащимся приходится абстрагироваться не только от значения этих слов, но и от многих компонентов их звукового и морфологического состава; эти процессы являются необходимым условием выделения того компонента слова, который определяет их грамматические "изменения в пределах определённой грамматической категории.
Во второй части главы мы освещаем новый вопрос: как усваивают и осуществляют грамматические изменения слов глу-
хонемые школьники при сочетании слов в предложении. Общение осуществляется посредством связной речи, состоящей и; предложений. Предложение является высказыванием, выражающим мысль с целью сообщения её другим. Предложение не представляет собой простого набора слов, нужных для передачи данной мысли, это не заготовка из «строительного материала» языка; оно состоит из слов и групп слов, объединённых смысловыми и грамматическими отношен и я м и. Грамматические отношения слов в простом распространённом предложении это согласование, управление и примыкание слов; согласование и управление требуют определённых морфологических изменений слов в предложении.
Изменение слов, входящих в состав предложения и выполняющих роль определённых членов этого предложения, конкретно направляется в каждом отдельном случае теми о б щ и-м и особенностями, которые присущи этим членам предложения и обусловлены их связью с другими членами предложения. Вместе с тем необходимо учитывать, что каждое из изменяемых слов, входящих в состав предложения, является определённой частью речи, которой свойствен строго очерченный круг возможных изменений. Следовательно, какие именно из возможных изменений данного слова должны быть использованы в определённом конкретном случае, определяется в предложении тем, каким членом предложения данное слово является, какими смысловыми и грамматическими отношениями оно связано с остальными членами этого предложения.
Таким образом, изменение глухонемыми детьми слов вне контекста и их изменение в связной речи, в контексте предложения—разные по своей сложности процессы, каждый из которых при всей их взаимосвязанности правомерно рассматривать самостоятельно.
В этой части главы будут рассмотрены особенности изменения глухонемыми школьниками слов при их сочетании в предложений.
Современная грамматика учит, что предложение содержит группы слов, объединённые по смыслу, а следовательно, и по грамматическим отношениям. Они называются словосочетаниями и представляют собой грамматические единства внутри предложения, которые состоят не менее чем из двух полнознач-еых слов и могут быть выделены из предложения.
В нашей работе уделено особое внимание вопросам усвоения глухонемыми детьми грамматических отношений управления в простом распространённом предложении; освещаются также некоторые вопросы усвоения согласования главных и второстепенных членов в предложении этого же типа.
Согласно программе по русскому языку, в приготовительном и классах учащиеся школы глухонемых сначала работают над ростьщ нераспространённым предложением, а затем над опреде-
7* |
7*
ленными типами простого распространённого предложения (с прямым дополнением, с косвенным дополнением после отрицания, с обстоятельствами, выраженными именами существительными предложного и винительного падежа с предлогами на и в, с косвенным дополнением, выраженным творительным падежом). В программе по разговорной речи для учащихся этих годов обучения встречается ещё большее количество типов предложений. К началу обучения во II классе дети уже знакомы с согласованием главных членов предложения в роде и числе; они имели дело также с согласованием прилагательных с существительными в роде и числе. Они знакомы практически с управлением второстепенными членами в указанных выше типах простого распространённого предложения и знают падежные изменения существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, знают множественное число имён существительных.
Вопрос об усвоении глухонемыми школьниками словосочетаний, выражаемых посредством согласования и управления слов, нуждал'ся в тщательном изучении, которое и было предпринято.