Педагогические теории И.Ф. Гербарта и А. Дистервега
Теоретические вопросы
1. Раскройте сущность формального образования.
2. В чем суть идеи воспитывающего обучения и управления И.Ф. Гербарта?
3. Как И.Ф. Гербарт характеризует ступени и средства обучения?
4. Чем определялось обращение к педагогике И.Ф. Гербарта классической средней школы Европы и США во второй половине XIX в.?
5. В чем, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны педагогических идей И.Ф. Гербарта? Что определило принадлежность И.Ф. Гербарта к числу выдающихся педагогов прошлого?
6. Раскройте суть идеи общечеловеческого воспитания А. Дистервега.
7. По произведению А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» выделите дидактические правила «развивающего, воспитательного и образовательного обучения». Какие из них, на ваш взгляд, не потеряли своей актуальности до настоящего времени?
8. Назовите и объясните истоки основных методологических принципов педагогической системы А. Дистервега.
9. Объясните обращение А. Дистервега к идеям развивающего обучения.
10. Рассмотрите основные требования А. Дистервега к подготовке педагога.
11. Почему А. Дистервега можно назвать последователем и продолжателем учений Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци?
Практические задания
1. Выпишите из работ И.Ф. Гербарта «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Очерк лекций по педагогике» цитаты, раскрывающие суть его идей воспитывающего обучения и управления воспитанием.
2. Выпишите из работы А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» педагогические правила «развивающего, воспитательного и образовательного обучения».
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. – 574 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/108/1071953.pdf.
2. Пуйман, С. А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28092.
3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 560 с.
Семинарское занятие № 7.
Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в кон. XIX–нач. XX в.
Теоретические вопросы
1. В чем состояли социокультурные особенности этого периода и как они отразились на образовании?
2. В каких направлениях шла разработка реформаторских идей в педагогике кон. XIX – нач. XX в.?
3. Объясните сущность научно-педагогических парадигм этого периода:
- теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера;
- «педагогика действия» В. Лая;
- прагматическая педагогика Д. Дьюи.
4. Покажите значение теорий реформаторской педагогики для практики воспитания в Западной Европе в нач. XX в.
5. Обобщите воззрения педагогов кон. XIX – нач. XX в. на принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности в воспитании.
Практическое задание
Выпишите из работ Г. Кершенштейнера, В. Лая, Д. Дьюи цитаты, раскрывающие суть их основных педагогических идей.
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. – 574 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/108/1071953.pdf.
2. Пуйман, С. А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28092.
3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 560 с.
Семинарское занятие № 8.
Теория и практика образования эпохи Просвещения в России
Теоретические вопросы
1. Покажите развитие идей отечественного Просветительства (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков). На основе анализа высказываний отечественных просветителей и трактата «О должностях человека и гражданина» раскройте смысл понятий «гражданин», «патриот», «сын Отечества» в эпоху Просвещения.
2. Найдите обоснование И.И. Бецким идеи «воспитания новой породы людей». «Генеральный план Императорского Воспитательного дома».
3. Раскройте содержание и методы воспитания «всесторонне образованных людей». Назовите сильные и слабые стороны идеи «воспитания новой породы людей» И.И. Бецкого.
4. С какими преобразованиями в воспитании девушек из дворянских семей связано открытие Смольного института благородных девиц?
Практическое задание
Заполните таблицу «Общее и особенное в идеях западноевропейского и отечественного Просветительства о воспитании «новой породы людей».
Характеристики | Идеи | |
западноевропейское Просветительство | отечественное Просветительства | |
Общее | ||
Особенное |
Рекомендуемая литература
1. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.
2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. – 574 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/108/1071953.pdf.
3. История отечественного образования: учеб. пособие: хрестоматия / сост. С. В. Калинина, В. В. Каширина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 431 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под общ. ред. А. И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 490 с.
5. Латышина, Д.И. История педагогики: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.
6. Попов, В. А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика» / В. А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203 с.
2. Пуйман, С. А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28092.
8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции): уч. пособие / сост. С.Ф. Егоров; 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 432 с.
Семинарское занятие № 9.