Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов.

1 этаппервичного ознакомления с материалом —

восприятие объекта, которое связано с различением или узнаванием предмета (явления, события, факта), то есть,

выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств.

2 этап осмысления, понимания на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.

3 этап закрепления —запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.

4 этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений — этап применения усвоенного материала на практике /на уровне умений/.

5 этап преобразования, который связан

А.

включение вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта,

Б.

Перенос знаний в новые ситуации,

(использование их в качестве средства построения или выделения другого нового знания) /творческое применение знаний/.

СТРУКТУРА ПРОДУКТИВНОГО ВАРИАНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(вид: проблемное обучение

метод: исследовательский)

1 восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи,

/2 воспроизведение или восполнение необходимых для решения знаний/,

3 формулирование гипотезы, составление плана решения;

4 нахождение способа решения, его проверка;

5 (в случае неудачи — формулирование и проверка другой гипотезы, затем следующей — до тех пор, пока решение не будет найдено)

6 введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений.

7 выход на новые проблемы.

+++++++

Процесс усвоения связан с интериоризацией:

«...взрослы­ми должен быть организован процесс превращения внешнего, со­циального во внутреннее, психическое, в плане формирования содержания сознания ребенка, развития его личности. Этот про­цесс называется интериоризацией, «вращиванием» внешнего во внутреннее...»

ТЕМА 18 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами обучения.

И.П.Подласый выделяет общие и конкретные закономерности обучения.

*ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ/охватывают своим действием всю дидактическую систему/.

Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

Закономерность содержания: содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних мотивов и внешних стимулов.

Кроме того, выделяются

закономерность качества обучения,

закономерность метода обучения и

закономерность управления обучением.

*КОНКРЕТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИобучения /распространяются на отдельные компоненты учебного процесса/.

Дидактические /содержательно-процессуальные/ закономерности

(пример: обучение путем «делания» в 6 – 7 раз продуктивнее обучения путем слушания).

Гносеологические закономерности

(пример: результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения домашних заданий).

Психологические закономерности

(примеры: обученность прямо пропорциональна обучаемости;

количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения).

Кибернетические закономерности

(пример: качество знаний зависит от эффективности контроля).

Социологические закономерности

(пример: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении).

Организационные закономерности

(пример: результаты обучения зависят от работоспособности учителя, от уровня организации педагогического труда).

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

«Знание принципов освобождает от знания фактов»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

- руководящие идеи, нормативные требованияк организации и осуществлению образовательного процесса.

В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде.

Наши рекомендации