Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого.

Вариант 1.

Материал. Элементы мозаики и образец с незаконченным изображением на рис. 12а (прил. 2).

Ход выполнения задания.

Учитель просит ребёнка рассмотреть изображение на образце и попробовать узнать, что изображено на картинке по тем частям, которые на ней нарисованы. Он спрашивает, на что похожа верхняя часть изображения, нижняя часть изображения, что это изображение напоминает.

После того как ребёнок узнал изображение, его просят построить это изображение из элементов мозаики.

Вариант 2.

Материал. Элементы мозаики и образец на рис. 12б (прил. 2).

Ход выполнения задания.

Учитель сам собирает часть изображения (голова, лапы и хвост). Спрашивает ребёнка: «Что я собрал?», «Какой птице принадлежит эта голова?» И после того как ребёнок узнал это изображение, педагог просит его собрать отсутствующую часть птицы.

Это задание может быть дано на примере не только изображения на рис. 12, но и любого изображения, которое ребёнок раньше собирал по образцу.

Обучение ребёнка достраивать симметричные изображения до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения.

Материал. Элементы мозаики и образцы разных изображений. Любое изображение, которое ребёнок собирал ранее. На первых этапах обучения в качестве образца следует использовать построенное учителем изображение, а не рисунок. Рисунок может выступать в качестве образца, когда ребёнок уже овладел навыками зеркального построения с образцов, выполненных из мозаики.

Ход выполнения задания.

Педагог строит из элементов мозаики левую (или правую) часть бабочки и её тело. Объясняет ребёнку, что это левая часть бабочки, что тело бабочки – это средняя линия, правая часть бабочки точно такая же, как левая: состоит из тех же элементов, элементы такого же цвета и относительно тела бабочки расположены точно так же, как и элементы слева. Далее учитель вместе с ребёнком начинает анализировать изображение и строить правую часть бабочки. Построение изображения начинается с элементов верхнего ряда. Педагог предлагает ребёнку найти такой же среди элементов мозаики. После этого педагог ставит элемент мозаики, зеркально его сориентировав, и объясняет ребёнку, что он поставил свой элемент так, чтобы эти два элемента смотрели друг на друга. То есть выбранный элемент надо сначала расположить так же, как расположен элемент слева, а затем повернуть на 90 градусов против часовой стрелки.

Далее педагог спрашивает, какая форма у следующего элемента в этом ряду, какого он цвета, и предлагает найти такой же элемент среди других элементов мозаики. После этого он просит ребёнка сначала сориентировать элемент так же, как сориентирован элемент слева, а затем повернуть элемент влево на 90 градусов и поставить его на игровое поле. С остальными элементами проводится та же процедура.

Это задание может быть выполнено с другими образцами, которые ребёнок уже собирал ранее. Педагог даёт ребёнку образец и просит его собрать изображение, которое будет симметрично образцу относительно вертикальной линии.

Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти

Вариант 1

Материал. Элементы мозаики и любые образцы изображений, которые ребенок уже собирал ранее.

Ход выполнения задания.

Учитель даёт двум детям 2 разных образца и просит построить по ним изображения, изменив цвет некоторых элементов. После того, как дети построят эти изображения, он меняются своими игровыми полями. Педагог даёт детям комплект образцов и предлагает каждому ребёнку найти тот образец, по которому строил своё изображение другой ребёнок.

Задание может быть дано с любым образцом, но начинать лучше с изображений, состоящих из небольшого количества элементов мозаики.

Вариант 2

Материал. Большое игровое поле, на котором педагогом собраны изображения человеческих лиц, и небольшие игровые поля, на которых собраны отдельно на каждом поле изображения разных шляп и галстуков-бабочек (рис. 13, с. 72 на СД).

Ход выполнения задания.

Учитель показывает ребёнку игровое поле, на котором собрано изображение лица, и спрашивает его, какое изображение он собрал. Затее просит реб1нка запомнить это изображение. После этого он меняет часть изображения (шляпа, галстук, форма ил цвет носа, глаз и т. д.) и спрашивает у ребёнка, что изменилось.

Наши рекомендации