Принципы и задачи коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия

Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения пронизывает весь учебно-воспитательный процесс. Для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения разработана система коррекционной медико-психолого-педагогической работы. В ней участвуют все педагоги детского сада и врачебный персонал. Каждый день коррекция зрительного восприятия осуществляется в ортоптическом кабинете под руководством медсестры. На занятиях тифлопедагога и воспитателя и в разных видах детской деятельности осуществляется коррекция зрительного восприятия. Методы по коррекции зрительного восприятия делятся на 2 группы: психофизиологические методы и психолого-педагогические методы.

Психофизиологические методы заключаются в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность зрительного анализатора с помощью специальных психофизиологических стимуляторов. Обычно этими стимуляторами является специализированная аппаратура, используемая, в частности, медсестрой ортоптисткой.

Психолого-педагогические методы. Данные методы направлены на развитие пространственных и сложных форм зрительного восприятия: анализа, синтеза сенсорной информации, интерпретацию, категоризацию в процессе взаимодействия сенсорных, моторных и высших психических функций.

И тот и другой методы должны использоваться с учётом дифференцированного подхода.

В процессе коррекции зрительного восприятия используются наглядно-действенные и наглядно-образные методики.

Наглядно-действенные методики направлены на развитие предметно-практической деятельности, в процессе которой формируется единая система «глаз – рука»: развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные движения с предметами на основе зрительного и тактильного восприятия, навыки ориентировки в микропространстве со зрительным контролем, взаимосвязи между шлазомером и проприоцептивно-двигательной памятью. Эти методики необходимы для формирования фундаментального свойства- предметности зрительного образа, производным от которого являются другие свойства (целостность, структурность, константность и т. д.).

Наглядно-действенные методики создают основу для последующей интериоризации (переведения во внутренний план) перцептивных действий с помощью знакового опосредования. При создании зрительного образа конкретного объекта и действия с ним в начале формируется образно-действенное, а уже затем понятийное отражение, опосредованное знаками и символами. Включение в методику символических структур развивает семантическую «знаковую» функцию.

Средствами реализации наглядно-действенных методик являются натуральные объекты, их модели, а также мозаики и конструкторы.

Натуральные объекты – лучший вид наглядных пособий, они дают наиболее полные представления о реальных вещах и совокупности их свойств. Работа с натуральными объектами ведётся как в кабинете, так и на прогулках, экскурсиях. Среди натуральных объектов должно быть как можно больше предметов, с которыми ребёнок сталкивается в быту, может встретить в учебно-воспитательном процессе.

Модель – копия натурального предмета. Она позволяет ознакомить детей со всеми свойствами тех предметов, которые не могут быть представлены на занятиях с натурой. Варианты моделей: муляжи, макеты, скульптуры, геометрические тела, чучела.

Целесообразно использовать также мозаику, состоящую из многосторонних элементов. Наилучший вариант – мозаика фирмы «Лего» или подобная ей мозаика отечественного производства, состоящая из шести формообразующих структур белого, чёрного, красного, зелёного, синего и жёлтого цветов. Рекомендуется использовать и конструкторы (строительные и механические).

Наглядно-образные методики предназначены для формирования мнемических и мыслительных операций, необходимых в процессе опознания объектов при нарушенном сенсорном отражении, для обогащения представлений и развития наглядно-образного мышления детей. Для реализации этих методик требуется большое разнообразие иллюстративного материала: отдельные изображения, сгруппированные по характеру использования и по тематической направленности; сюжетные картины разной степени сложности.

Особый вид изобразительного материала необходим для выполнения визуально-логических заданий, способствующих интеллектуализации процесса восприятия. Материал должен содержать контурные и силуэтные, чёрно-белые (двумерные) и объёмные (трёхмерные) изображения. Желательно иметь рисунки (графику) и картины (живопись).

Наглядно-действенные и наглядно-образные методики могут быть реализованы с помощью современных персональных компьютеров.

Плеоптический этап лечения

— Повышения зрения амблиопичного глаза.

— Прямая окклюзия – выключение из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза.

— Обратная окклюзия – выключение на 3-4 недели амблиопичного глаза. Расторможение функций центральной ямки сетчатки.

— Окклюзия постоянная и временная, полная, частичная (просвечивающая).

Пенализация - Частичное выключение 2 глаз.

Ортоптический этап лечения

— Ортоптическое лечение — это лечение с использованием синоптических аппаратов и компьютерных программ, восстанавливающих бинокулярную деятельность обоих глаз.


Наши рекомендации