Дневник наблюдений Галины Райниной
(фрагмент)
- 1 вальдорфский класс
В негосударственной загородной школе-гимназии
1998-1999 учебный год
26 августа 1998 года. Первая встреча.
Аленушку привел дедушка. Юрий Григорьевич. Немного она порисовала, но сидеть на месте очень трудно! Да и нам надо было поговорить без нее. Отправили мы ее посмотреть, что вокруг комнаты и вблизи. Судьба у каждого ребенка своя. Так и у Аленушки. Совсем скоро она вернулась и крутилась, в прямом смысле слова, по комнате. Переговоры наши подошли к концу, и мы все пошли к бабушке, которая ждала нас в машине. Аленушка все суетилась: то подбежит, то рванется к качелям, то спросит - точно ли она пойдет в школу, или точно ли нужен ранец... Притихла она в машине - бабушка плакала. Девочка прижалась в уголок и только уточняла важные для себя вопросы: что, где, когда.
1 сентября.Праздник - “День знаний”.
Праздник для всех детей, и родителей, педагогов и друзей.
Этот праздник мы решили провести на теплоходе. Ветер! Вода! Движение!
В подготовительный класс (или нулевой) пришла Аленушка с дедушкой - Юрием Георгиевичем. Вот и весь наш класс! Как и все классы, мы получили задание. Вокруг было много нового - Аленушка не могла ни на чем сосредоточиться.
Движение! И мы идем, скорее, бежим, по теплоходу. Все вместе: дедушка, я и Аленушка. Вперед, дальше. Пока она не завораживается пенным следом, который остается за теплоходом. Можно сказать, что ни минуты Аленушка не сидела все эти полтора часа - она спешила! Ни на чем не задерживала свое внимание. Только встреча со знакомым мальчиком из второго класса привела ее в восторг, и она с тех пор практически не отходила от него - они бегали вместе!
Вода! Она бурлит и уносится вдаль. Она гремит и сверкает. Она сердится и радуется. Она везде и вокруг.
Встреча с двигателем, который движет всем нашим домом - производит впечатление. Сначала испуг. Дедушка пытается втолковать технические детали, связать воедино разрозненные факты - притягивает грохот, мощь, тайна. В последующие встречи она так же вздрагивала, но отмахивала от себя ЭТО рукой, движением тела - отставляла непонятное!
Ветер! Верхняя палуба - и праздничный концерт - все не то. А вот бьющий в лицо ветер. Невозможно одеть шапочку, капюшон - все мешает! Ветер может все: разметать волосы, надуть паруса, сорвать шарик и унести прочь... С этого момента мы ходили кругами и возвращались к ветру, воде, движению. Шарики один за другим летели в воду. И вот уже за нашим теплоходом дорожка из разноцветных шариков! Эта дорожка заворожила и взрослых, и детей - она бежала в противоположную сторону!
Перед расставанием Аленушка попросила: “Дайте мне что-нибудь с собой, ненадолго!” - и это был небольшой транспарантик с маркой - ”0”. Нулевой класс... Утром она уже его вернула. Но на другой день перед уходом ей снова нужно было что-то взять с собой, ненадолго: мелочки, кусочек свечечки...
2 сентября. Урок-встреча.
“Ты гори, огонек.
Собирай, огонек,
к нам детей на урок!”
Тема занятия | Педагогические наблюдения. |
“Ты гори, огонек, собирай, огонек, к нам детей на урок!” | Первой пришла Аленушка. Девочка подвижная, пугливая. Нам так нужны друзья - и мы зажгли свечку и с огоньком ждали своих друзей. Эту приговорку мы повторяли за день несколько раз - она запомнила слова, и сама просила меня позвать наших друзей. |
“Где наш дом?” | От места сбора мы прошли по всему зданию - искали свой дом. Нам все помогали - показывали направление. Мы шли, Аленушка несла свечку, и было очень уютно: она была сконцентрирована на свече и шла спокойно по незнакомому месту. |
“Вот какой дом!” | У нас две комнаты и прихожая. Там уже идет ремонт. Пока не очень-то уютно. Но горит свечечка на столе, стоит два стула. Рядом ранец - это уже привычные, добрые вещи. Мы все просмотрели, про все она расспросила. Для кого ремонт? Для наших друзей! |
“Пути-дороги”. | Свеча погасла. Приходится делать длинный путь, что бы принести спички. По дороге встречаются люди - все нам интересны, все нам интересно. Теперь у нас есть мечта - посмотреть бассейн! Это так важно - но надо подождать. Путь туда и путь обратно. Так много поворотов! Это очень длинная дорога... |
“Наш сад”. | Что видели в окно, хочется уже посмотреть - идем гулять. Вокруг дома, по тропинке. Много вопросов - что к чему. Ответы придут. Разноцветные листья - самое привлекательное - собираем их, сортируем - системы сортировки рождаются и сменяются: нет пока главного - все важное. Собраны листья, на качелях покачалась. Старшеклассники - приглядывается к ним: “стесняюсь”. Это снова путь - туда и обратно. |
“Трапеза”. “Солнце на небе, мы на земле, хлеб на столе - приятного аппетита!” | Помыли вместе руки с мылом, вместе вытерли насухо полотенцем - каждый пальчик. И трапеза - чай с булочкой ... и свеча. И важные слова. И тишина (так было задумано). Убрали за собой - все вместе - все на место. |
“Рисование”. | У нас есть альбом. Чистые листы. Рисуем обложку: пробуем цвета такие, какие у нас листья и было небо. Делаем для обложки домик - обводим по контуру толстенькой линией: бревнышки. И пишет сама - Алена. После этого делаем четыре таких же домика - до следующей встречи четыре дня! Каждый домик для своего зеленого, желтого, красного листочка - там надо нарисовать только цвет, но это сделать дома. А четвертый листок для всех листьев вместе. Альбомные листы прокладываем осенними листочками, которые принесли с прогулки. Подписать номер страницы Аленушка может сама - только сомневается, в какую сторону повернуть цифру. |
“Что может клей?” | В ранце есть необыкновенная вещь - клей в тюбике! Что им можно сделать? И сразу после рисования Аленушка еще минут семь наклеивает оставшиеся листья в свой альбом. Я всегда рядом - она просит об этом прямо или косвенно (подержи, помоги, покажи...). В комнате занимаются ремонтом - пришел маляр: мы познакомились, он посидел с нами, и делает свои дела. Мне нужно “срочно” сходить за ножницами. Я прошу остаться с ним (так звать нашего нового друга). Несколько минут одна - все нормально. |
Самостоятельная игра. | Несколько раз понемногу даю ей задания что-то сделать самостоятельно. Сложить мозаику, переложить кубики, поиграть... Это удается пока с трудом - что-то сделать самостоятельно. Помогаю довести дело до конца - кубики сложили. |
Сказка. | Сели перед свечечкой и ... заплясала в огоньке Огневушка-поскакушка! Совсем немного побыли мы с ней, но с этой сказки начнется новая встреча. Эта сказка отчасти объясняет появление свечечки и желание иметь друзей в классе. И Огневушка тоже связана с огоньком и тоже очень хочет друзей, и для них она весела и задорна! |
Прогулка-игра. | Качели! Я заметила, что Аленушке очень нравится качаться на разного вида качелях - качается самозабвенно, довольно высоко. Не боится. Она пуглива - но не ко всему. Тут же находится наш дружок по кораблю - Рома. Теперь я совсем не нужна. И когда приходит автобус, Аленушка прощается мимоходом - бежит за Ромой к автобусу. Когда я прошу Рому попрощаться с учителем, и он уходит, и Аленка прощается со мной. Из окошка они вместе активно машут руками - до свидания! |
Проведено четыре занятия: культура общения, краеведение, рисование, самостоятельная игра. |
7 сентября. Встреча-воспоминание.
Общий круг. | Вместе со всеми сидим в кругу - спели песни. А теперь надо сказать доброе слово (по кругу). Аленушка говорит: ”Спасибо”. Так говорят почти все дети - односложно, стесняясь и пряча глаза. Задание на день: начальное звено - перенести книги в классы. Алена делает это со всеми, но часто говорит о том, что она устала. Или просит меня понести, пока она что-то сделает... Рядом Рома - это придает ей силы. |
“Ты гори, огонек, собирай, огонек, к нам детей на урок!” | Мы пришли в свой класс-дом. Нас ждет свеча. Вспомнили приговорку. Аленку очень заботит, что она одна. “Наверное, мы так и останемся одни...”. Мы прошли по комнатам - что сделали за эту неделю? Что надо сделать еще? Новое огорчение - кажется, забыла дома альбом с заданием, хотя объясняла мне подробно, как и что она сделала. Но альбом оказался на месте! Задание сделала, но не так, как договаривались. И утешает себя - но это ничего, ведь правда? |
Самостоятельная игра. | Самостоятельно играть очень сложно - одна. Может, мы пригласим Рому? Рома занят в классе. Все просмотрела - но играть не может - что-то тревожит ее. Может, сходим посмотрим, где куртка? Скоро ли будет обед? |
Обед. ”Солнце на небе, мы на земле хлеб на столе. Приятного аппетита!” “Спасибо за соль, за хлеб. Удачи тому, кого с нами нет”. | ...Пошли вместе за обедом. Принесли на двоих. Свечечка в центре. Сервировали. Сказали благодарственные слова. Ест аккуратно, опасается – хватит ли наесться? Поели, поблагодарили. Убираем вместе, но посуду мыть не стремится. Хотя сообщает, что в это время будет делать она. |
Рисование. | Вспомнили сказку об Огневушке-поскакушке. Нарисовали ветер, который разметал осенние листья. Аленка очень удивлялась, что так можно рисовать. Мелки она явно не любит, дома рисовала красками. Потом рисовали, как развевались волосики Огневушки-поскакушки. Тоже - свободные движения, которые ей сложно было сделать. |
Рецитация. ”Гори, гори ясно, чтобы не погасло! И меня и друзей - всех скорей обогрей!” | Мы постоянно возвращаемся к горящей свече. Огонек притягивает и согревает. Спокойно и ритмично несколько раз произносим строчки про горящее пламя. Аленка начинает говорить всегда сразу со мной, повторяя окончания слов, ритмически покачивая головкой. |
Задание на дом. | Мы не встретимся семь дней. Посчитали - листков как раз столько! Что же подарим каждому листочку? Сначала - каждому свой домик (ограничить листок мелочком - свободно двигая рукой). И в каждом домике - своя жизнь В первом - живет одна краска - один цвет. Во втором - два цвета. В третьем - три... Предполагаю, что она попробует свободное рисование. Хотя Аленушка сразу же попросила рисовать не мелками, а красками. И мелки даже не взяла. Что ж, пусть будет так. Я попросила ее, что бы она делала в день по одному листку. |
Сказка. | Сказка об Огневушке-поскакушке, очень заботливой и веселой девчушке. Совсем немного мы смотрели на огонек, и, может, видела там Аленка эту девчонку... |
Прогулка. | Конечно - качели! Прямым ходом. Забыт ранец. В стороне стою я. Качели! Можно? Можно!! Когда надо было уходить на автобус - про ранец не сразу и вспомнила, где же он был кинут. А тут приехали бабушка с дедушкой - нет, хочу ехать со всеми. Это произошло без меня - так и оставили... |
Занятия: культура общения, рисование, рецитация, счет. |
Сон: 24 сентября
“Мы с мамой уехали на дедушкиной машине в магазин покупать маме велосипед. В магазине было много велосипедов, мы купили маме и мне. Вышли, сели и поехали на велосипедах вперед. Вдруг мама вспомнила, что мы забыли дедушкину машину. А я сказала, что это хорошо, так как у нас же есть велосипеды!”
Наблюдения за зубками:
Нижние зубки у Аленушки пришлось вырвать ( ! ), т.к. они мешали расти (наследственные силы мешали силам индивидуальности в ребенке) постоянным зубкам - нижний зуб один вырос криво, второго нет. В начале октября стал шататься верхний зуб.