Определение различий в уровнях компетентности
Для определения и регистрации различий в уровнях компетентности организация должна сравнить текущую компетентность с требуемой.
Поиск решений для сокращения различий в уровнях компетентности
Для определения, регистрации и сокращения различий в уровнях компетентности персонала организация может проводить обучение или предпринимать другие меры, такие как повторное проектирование процессов организации, набор полностью подготовленного (обученного) персонала, аутсорсинг*, ротация работ, актуализация процедур и др.
________________
* Аутсорсинг - привлечение к выполнению работ третьих лиц. - Прим. перев.
Заявка на обучение
При выборе решений, направленных на сокращение различий в уровнях компетентности, организация должна определить и документально оформить потребности в обучении.
В заявке на обучение должны быть документально оформлены цели и ожидаемые результаты обучения. Входные данные для заявки на обучение включают в себя перечень требований к компетентности, изложенных в 4.2.3, результаты предшествующего обучения, а также имеющиеся различия в уровнях компетентности и запросы на проведение корректирующих действий.
Заявка должна стать частью плана обучения и включать в себя цели организации, используемые при проектировании, планировании и мониторинге процесса обучения.
4.3 Проектирование и планирование обучения
Общие положения
На стадии проектирования и планирования закладывают основу плана обучения.
Данная стадия включает в себя:
- разработку и планирование действий, направленных на сокращение различий в уровнях компетентности, идентифицированных в 4.2.5;
- определение критериев для оценки результатов обучения и мониторинг процесса обучения (см. 4.5, раздел 5 и таблицу А.2).
Определение ограничений
Организация должна установить и зафиксировать условия и факторы, ограничивающие процесс обучения. К их числу можно отнести:
- законодательные и обязательные требования;
- требования, установленные в политике организации, в том числе требования к человеческим ресурсам;
- финансовые ограничения;
- требования по срокам и графикам;
- готовность, мотивацию и способность отдельных лиц к обучению;
- дополнительные факторы, такие как наличие и доступность внутри организации ресурсов для обучения, либо наличие и доступность признанных поставщиков обучения;
- ограничения на имеющиеся в наличии ресурсы.
При разработке спецификации плана обучения организация должна учитывать перечень ограничений при выборе методов обучения (4.3.3) и поставщика обучения (4.3.4, 4.3.5).
Методы обучения и критерии их выбора
Организация должна зафиксировать возможные методы обучения, способные удовлетворить потребности в обучении. Форма обучения будет зависеть от имеющихся ресурсов, ограничений и целей.
Методы обучения могут включать в себя:
- курсы и семинары по месту работы или за его пределами;
- наставничество;
- инструктаж и консультации без отрыва от работы;
- самообучение;
- заочное обучение.
Организация должна определить и документально оформить критерии выбора соответствующих методов обучения или их комбинаций.
К критериям выбора методов обучения можно отнести:
- время и место;
- необходимое оборудование;
- стоимость;
- цели обучения;
- требования к целевой группе обучения (например, текущее или планируемое профессиональное положение, специальные знания и/или опыт, максимальное число участников);
- продолжительность и последовательность обучения;
- формы оценки и сертификации.
План обучения
План обучения используют для обсуждения процессов обучения и содержания обучения с потенциальным поставщиком обучения.
План обучения разрабатывают для установления четкого понимания потребностей организации в обучении, требований, предъявляемых к обучению и его результатам.
Цели обучения должны быть основаны на ожидаемой компетентности, предусмотренной в заявке на обучение, что позволит обеспечить результативное проведение обучения и создание условий для ясного и открытого обмена информацией.
План обучения должен включать в себя:
a) цели и требования организации;
b) заявку на обучение;
c) цели обучения;
d) обучающихся (целевые группы или персонал);
e) методы и примерное содержание обучения;
f) план-график и программу обучения с указанием продолжительности, сроков и основных стадий обучения;
g) требования к ресурсам (материалы и персонал, необходимые для обучения);
h) финансовые требования;
i) критерии и методы оценки результатов обучения в целях определения следующего:
- удовлетворенности обучающихся;
- приобретения обучающимися знаний, навыков и подготовки;
- выполнения обучающимися заданий без отрыва от работы;
- удовлетворенности со стороны руководства;
- влияния на организацию;
- процедур мониторинга процесса обучения (см. раздел 5).
Выбор поставщика обучения
Организация должна подвергнуть критической проверке любого потенциального внутреннего или внешнего поставщика обучения до момента его выбора. Эта проверка может включать в себя письменную информацию о поставщике обучения (например, каталоги, брошюры) и отчеты об оценке поставщика обучения. Проверка должна быть основана на спецификации плана обучения и идентифицированных ограничениях.
Выбор поставщика обучения должен быть зарегистрирован в соглашении или формальном договоре, устанавливающем права собственности, полномочия и ответственность применительно к процессу обучения.
Проведение обучения
Общие положения
Поставщик обучения должен предпринимать все необходимые действия для проведения обучения, установленного в плане обучения.
Обязанности организации в поддержке и содействии обучению могут включать в себя:
- оказание поддержки обучающему и обучающемуся;
- мониторинг качества проводимого обучения.
Примечание - Обучающим является лицо, применяющее метод обучения.
Организация может оказывать поддержку поставщику обучения в мониторинге обеспечения обучения (см. раздел 5).
Успех этих действий зависит от результативности взаимодействия организации с поставщиком обучения и обучающимся.
Ниже приведены рекомендации по осуществлению данных действий (см. таблицу А.З).
Обеспечение поддержки
4.4.2.1 Поддержка подготовки процесса обучения
Поддержка подготовки процесса обучения может включать в себя:
- предоставление поставщику обучения необходимой информации (см. 4.2);
- предоставление обучающемуся информации о характере обучения и различий в уровнях компетентности, которые предполагается сократить;
- обеспечение установления контакта между обучающим и обучающимся.
4.4.2.2 Поддержка обучения
Поддержка обучения может включать в себя:
- предоставление необходимых инструментов, оборудования, документации, программного обеспечения и жилья обучающемуся и/или обучающему;
- предоставление обучающемуся необходимых и достаточных возможностей для применения возрастающей компетентности;
- осуществление обратной связи о выполнении заданий, требующейся обучающемуся и/или обучающему.
4.4.2.3 Обеспечение завершения обучения
Обеспечение завершения обучения может включать в себя:
- получение информации обратной связи от обучающегося;
- получение информации обратной связи от обучающего;
- предоставление информации обратной связи руководству и персоналу организации, вовлеченному в процесс обучения.
Оценка результатов обучения
Общие положения
Основной целью оценки является подтверждение достижения целей обучения и организации в целом, включая оценку результативности обучения.
Входными данными для оценки результатов обучения являются заявки на обучение и план обучения, а также зарегистрированные записи по проведенному обучению.
Анализ и валидация результатов (выходные данные) обучения обычно не могут быть в полной мере выполнены, пока не появится возможность наблюдения и проверки работы обучающегося.
В пределах запланированного периода времени после завершения обучения руководство организации должно обеспечить проведение оценки для верификации достигнутого уровня компетентности.
Организация должна проводить оценку за краткосрочный и долгосрочный периоды:
- при оценке за краткосрочный период от обучающегося должна быть получена информация обратной связи о методах обучения, используемых ресурсах, а также знаниях и навыках, приобретенных в результате обучения;
- при оценке за долгосрочный период должна быть проведена оценка улучшений в работе обученного и его производительности.
Оценка должна быть проведена на основе установленных критериев (см. 4.3.4).
Процесс оценки должен включать в себя сбор данных и подготовку отчета по оценке. Данные отчета являются входными данными для процесса мониторинга (см. таблицу А.4).
4.5.2 Сбор данных и подготовка отчета по оценке обучения
Отчет по оценке обучения может включать в себя следующее:
- заявки на обучение;
- критерии оценки, описание источников и методов, план-график оценки;
- анализ собранных данных и интерпретацию результатов;
- анализ затрат на обучение;
- выводы и рекомендации по улучшению.
При обнаружении несоответствий может потребоваться применение корректирующих действий.
Завершение обучения должно быть документально оформлено в виде записей по обучению.