Определение различий в уровнях компетентности

Для определения и регистрации различий в уровнях компетентности организация должна сравнить текущую компетентность с требуемой.

Поиск решений для сокращения различий в уровнях компетентности

Для определения, регистрации и сокращения различий в уровнях компетентности персонала организация может проводить обучение или предпринимать другие меры, такие как повторное проектирование процессов организации, набор полностью подготовленного (обученного) персонала, аутсорсинг*, ротация работ, актуализация процедур и др.

________________

* Аутсорсинг - привлечение к выполнению работ третьих лиц. - Прим. перев.

Заявка на обучение

При выборе решений, направленных на сокращение различий в уровнях компетентности, организация должна определить и документально оформить потребности в обучении.

В заявке на обучение должны быть документально оформлены цели и ожидаемые результаты обучения. Входные данные для заявки на обучение включают в себя перечень требований к компетентности, изложенных в 4.2.3, результаты предшествующего обучения, а также имеющиеся различия в уровнях компетентности и запросы на проведение корректирующих действий.

Заявка должна стать частью плана обучения и включать в себя цели организации, используемые при проектировании, планировании и мониторинге процесса обучения.

4.3 Проектирование и планирование обучения

Общие положения

На стадии проектирования и планирования закладывают основу плана обучения.

Данная стадия включает в себя:

- разработку и планирование действий, направленных на сокращение различий в уровнях компетентности, идентифицированных в 4.2.5;

- определение критериев для оценки результатов обучения и мониторинг процесса обучения (см. 4.5, раздел 5 и таблицу А.2).

Определение ограничений

Организация должна установить и зафиксировать условия и факторы, ограничивающие процесс обучения. К их числу можно отнести:

- законодательные и обязательные требования;

- требования, установленные в политике организации, в том числе требования к человеческим ресурсам;

- финансовые ограничения;

- требования по срокам и графикам;

- готовность, мотивацию и способность отдельных лиц к обучению;

- дополнительные факторы, такие как наличие и доступность внутри организации ресурсов для обучения, либо наличие и доступность признанных поставщиков обучения;

- ограничения на имеющиеся в наличии ресурсы.

При разработке спецификации плана обучения организация должна учитывать перечень ограничений при выборе методов обучения (4.3.3) и поставщика обучения (4.3.4, 4.3.5).

Методы обучения и критерии их выбора

Организация должна зафиксировать возможные методы обучения, способные удовлетворить потребности в обучении. Форма обучения будет зависеть от имеющихся ресурсов, ограничений и целей.

Методы обучения могут включать в себя:

- курсы и семинары по месту работы или за его пределами;

- наставничество;

- инструктаж и консультации без отрыва от работы;

- самообучение;

- заочное обучение.

Организация должна определить и документально оформить критерии выбора соответствующих методов обучения или их комбинаций.

К критериям выбора методов обучения можно отнести:

- время и место;

- необходимое оборудование;

- стоимость;

- цели обучения;

- требования к целевой группе обучения (например, текущее или планируемое профессиональное положение, специальные знания и/или опыт, максимальное число участников);

- продолжительность и последовательность обучения;

- формы оценки и сертификации.

План обучения

План обучения используют для обсуждения процессов обучения и содержания обучения с потенциальным поставщиком обучения.

План обучения разрабатывают для установления четкого понимания потребностей организации в обучении, требований, предъявляемых к обучению и его результатам.

Цели обучения должны быть основаны на ожидаемой компетентности, предусмотренной в заявке на обучение, что позволит обеспечить результативное проведение обучения и создание условий для ясного и открытого обмена информацией.

План обучения должен включать в себя:

a) цели и требования организации;

b) заявку на обучение;

c) цели обучения;

d) обучающихся (целевые группы или персонал);

e) методы и примерное содержание обучения;

f) план-график и программу обучения с указанием продолжительности, сроков и основных стадий обучения;

g) требования к ресурсам (материалы и персонал, необходимые для обучения);

h) финансовые требования;

i) критерии и методы оценки результатов обучения в целях определения следующего:

- удовлетворенности обучающихся;

- приобретения обучающимися знаний, навыков и подготовки;

- выполнения обучающимися заданий без отрыва от работы;

- удовлетворенности со стороны руководства;

- влияния на организацию;

- процедур мониторинга процесса обучения (см. раздел 5).

Выбор поставщика обучения

Организация должна подвергнуть критической проверке любого потенциального внутреннего или внешнего поставщика обучения до момента его выбора. Эта проверка может включать в себя письменную информацию о поставщике обучения (например, каталоги, брошюры) и отчеты об оценке поставщика обучения. Проверка должна быть основана на спецификации плана обучения и идентифицированных ограничениях.

Выбор поставщика обучения должен быть зарегистрирован в соглашении или формальном договоре, устанавливающем права собственности, полномочия и ответственность применительно к процессу обучения.

Проведение обучения

Общие положения

Поставщик обучения должен предпринимать все необходимые действия для проведения обучения, установленного в плане обучения.

Обязанности организации в поддержке и содействии обучению могут включать в себя:

- оказание поддержки обучающему и обучающемуся;

- мониторинг качества проводимого обучения.

Примечание - Обучающим является лицо, применяющее метод обучения.

Организация может оказывать поддержку поставщику обучения в мониторинге обеспечения обучения (см. раздел 5).

Успех этих действий зависит от результативности взаимодействия организации с поставщиком обучения и обучающимся.

Ниже приведены рекомендации по осуществлению данных действий (см. таблицу А.З).

Обеспечение поддержки

4.4.2.1 Поддержка подготовки процесса обучения

Поддержка подготовки процесса обучения может включать в себя:

- предоставление поставщику обучения необходимой информации (см. 4.2);

- предоставление обучающемуся информации о характере обучения и различий в уровнях компетентности, которые предполагается сократить;

- обеспечение установления контакта между обучающим и обучающимся.

4.4.2.2 Поддержка обучения

Поддержка обучения может включать в себя:

- предоставление необходимых инструментов, оборудования, документации, программного обеспечения и жилья обучающемуся и/или обучающему;

- предоставление обучающемуся необходимых и достаточных возможностей для применения возрастающей компетентности;

- осуществление обратной связи о выполнении заданий, требующейся обучающемуся и/или обучающему.

4.4.2.3 Обеспечение завершения обучения

Обеспечение завершения обучения может включать в себя:

- получение информации обратной связи от обучающегося;

- получение информации обратной связи от обучающего;

- предоставление информации обратной связи руководству и персоналу организации, вовлеченному в процесс обучения.

Оценка результатов обучения

Общие положения

Основной целью оценки является подтверждение достижения целей обучения и организации в целом, включая оценку результативности обучения.

Входными данными для оценки результатов обучения являются заявки на обучение и план обучения, а также зарегистрированные записи по проведенному обучению.

Анализ и валидация результатов (выходные данные) обучения обычно не могут быть в полной мере выполнены, пока не появится возможность наблюдения и проверки работы обучающегося.

В пределах запланированного периода времени после завершения обучения руководство организации должно обеспечить проведение оценки для верификации достигнутого уровня компетентности.

Организация должна проводить оценку за краткосрочный и долгосрочный периоды:

- при оценке за краткосрочный период от обучающегося должна быть получена информация обратной связи о методах обучения, используемых ресурсах, а также знаниях и навыках, приобретенных в результате обучения;

- при оценке за долгосрочный период должна быть проведена оценка улучшений в работе обученного и его производительности.

Оценка должна быть проведена на основе установленных критериев (см. 4.3.4).

Процесс оценки должен включать в себя сбор данных и подготовку отчета по оценке. Данные отчета являются входными данными для процесса мониторинга (см. таблицу А.4).

4.5.2 Сбор данных и подготовка отчета по оценке обучения

Отчет по оценке обучения может включать в себя следующее:

- заявки на обучение;

- критерии оценки, описание источников и методов, план-график оценки;

- анализ собранных данных и интерпретацию результатов;

- анализ затрат на обучение;

- выводы и рекомендации по улучшению.

При обнаружении несоответствий может потребоваться применение корректирующих действий.

Завершение обучения должно быть документально оформлено в виде записей по обучению.

Наши рекомендации