Задачи физического воспитания

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигатель­ной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического разви­тия, ^-процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физичес­ком и моторном развитии детей с нарушениями слуха^_

Решение оздоровительных задач — укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со сто­роны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских ос­мотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование разных видов деятельности, занятий и отдыха способ­ствует четкой работе организма. Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических особенностей детей, в нем рег­ламентировано время сна (11-часовой ночной сон и 1,5—2 часа днем), четырехразовое питание, утренние и вечерние прогулки (в целом 3—4 часа), свободные игры детей (около 1,5 часа), занятие учитывая большее по сравнению с массовым детским садом число заня­тий и значительные статические нагрузки, особое значение приоб­ретает контроль со стороны сурдопедагога и воспитателей за сменой видов деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физ.минуток, фонетической ритмики и др.

Укреплению организма детей, повышению сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям способствует закали­вание. Его проводят с первого года пребывания в детском саду детей путем систематических воздушных и водных процедур, обтирания и обливая ног водой закаливанию также способствуют пребывание в хорошо проветриваемых помещениями сон при открытых фраму­гах. Закаливающие процедуры! проводятся с учетом состояния здо­ровья детей, перенесенных заболеваний, индивидуальных особен­ностей.

Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с наруше­ниями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказы­вает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности рас­ширения двигательного опыта, создает необходимую базу для ов­ладения более сложными движениями. Для формирования основ­ных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения, В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скорост­ные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-вре­менные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, вы­носливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и трени­ровкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахожде­ния детей и размещения инвентаря в зале, изменением направле­ния и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умен1гй-.-Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, виб­рационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и рече­вого общения. Выполнение движений сопровождается использова­нием речевых инструкций воспитателем. В зависимости от возрас­та детей и этапа обучения они предъявляются устно и письменно (на табличках), устно-дактильно (в детском саду для глухих). По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой ма­териал предъявляется устно./Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвиж­ных игр, выполнения упражнений. Использование речевого мате­риала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспи­тателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произ­вольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять уп­ражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действи­ями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоя­тельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у старших дошкольников оценки собственных возможностей, поло­жительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает фор­мирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях.

§ 3. Формы и средства физического воспитания

Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физическо­го воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фо­нетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическо­му воспитанию.

, Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в тече­ние дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика прово­дится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей включает знакомые детям, отработанные. Упражнения на развитие координации основных движений, раз­витие равновесия, формирование правильной осанки. Перед нача­лом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее на­строение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). За­рядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следую­щая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения. Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах меж­ду занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, от­дохнуть после активной работы на занятиях. Игры между заняти­ями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.

Организация игр на прогулке зависит от времени года и состоя­ния погоды. Необходимо также учитывать характер предшеству­ющей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду орга­низуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бес­сюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших груп­пах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут включаться также и различные уп­ражнения на развитие движений и двигательных качеств, закреп­ление разученных на занятиях упражнений.

Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время созда­ет хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гим­настических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с за­нятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуж­дения в процессе коллективных игр.

Физ.минутки обеспечивают смену деятельности детей на заняти­ях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкульт­минутки проводятся, как правило, в середине занятия, после по­явления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обыч­но носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно свя­зывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе заня­тия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.

В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физ­культминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в ко­торой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.

Музыкальные занятия — также одна из форм физического вос­питания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, игра­ют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В со­держание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элемен­ты танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слит­ность речи.

Занятия по физической культуре проводятся в разных возраст­ных группах 3—4 раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому вос­питанию в специальных садах, как и в массовых включает три ча­сти: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важ­но подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, крат­ковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвиж­ная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из уп­ражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключи­тельной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упраж­нения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.

Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.

Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкольного и младшего дошкольно­го возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники — поточно или по под­группам. Все способы организации должны сочетаться таким обра­зом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребен­ка, была равномерной, а моторная плотность занятий — высокой.

Во время проведения занятий используется имеющееся оборудо­вание зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопро­вождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.

Содержание и методы физического воспитания

Содержание физического воспитания дошкольников с наруше­ниями слуха во всех возрастных группах определяется общими за­дачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении.

Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и млад­шего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигатель­ной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведе­ния в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспитателя, с включением интересных детям игровых мо­ментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с пово­ротом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию.

В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей пра­вильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развива­ется умение реагировать на звуковые сигналы.

В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и по словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения труд­ности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентироввания в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. На этом эта­пе обучения с целью достижения высокой моторной плотности за­нятий чаще всего используются фронтальный, поточный или подгрупповой способы организации детей.

Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движений в ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложня­ющихся пространственных условиях (в играх). Требования предъяв­ляются также к поведению в коллективе, умению согласовывать свои действия с действиями других детей в подвижных играх, эстафетах.

На разных этапах обучения используются такие методы, как по­каз, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

Показ как метод обучения используется в работе и с младши­ми дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процес­се показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Не­брежная, неточная демонстрация движений может повлечь непра­вильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения други­ми детьми.

В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имею­щими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движе­ния вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении уп­ражнений на равновесие.

Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвраще­ния возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спрыгивании и др.

По мере усвоения детьми движений, которые демонстрирова­лись первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель исполь­зует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для луч­шего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на таблич­ках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к таблич­кам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. Инструкции должны быть кратки­ми, понятными детям, так как необходимость разъяснения значе­ний слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непо­нимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите основные нарушения в моторном развитии детей раннего и до школьного возраста с нарушениями слуха.

2. Чем обусловлены отклонения в физическом и моторном развитии ДОШ кольников с нарушениями слуха?

3.Каковы задачи физического воспитания глухих и слабослышащих дошколь­ников? Выделите среди них задачи, имеющие коррекционную направленность.

4.Проанализируйте режим дня (в приложении к Программе воспитания и обучения слабослышащих детей) и определите длительность сна и бодрство­вания, время занятий, прогулок, свободной деятельности в разных возрастных группах.

5.Проанализируйте программу по физическому воспитанию и подберите упражнения для утренней гимнастики в младшей группе.

6.Назовите основные формы физического воспитания дошкольников с на­рушениями слуха.

7.Каковы основные задачи занятий по физической культуре в разных воз­растных группах?

8.Посетите занятие по физической культуре в одной из групп детского сада для глухих и проанализируйте используемые методы.

Литература

Коржова А. А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха // До­школьное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слу­ха. - М., 1979.

Трофимова Г. В. Проблема гиподинамии в специальных дошкольных учреж­дениях и пути ее преодоления // Дефектология. — 1978. — № 4.

Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей дошколь­ного возраста: Программа. — М., 1991.

Физическое воспитание // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. — М., 1991.

Глава 2. Формирование детской деятельности

§ 1. Обучение игровой деятельности

Особенности игр детей с нарушениями слуха Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конст­руктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происхо­дит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарож­дение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процес­се целенаправленного воздействия на них.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием пред­метной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушениями слуха предмет­ная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков фор­мирования игры. Особенности формирования игры у детей с нару­шениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на ста­новление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельно­сти глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгод­ской (1963).

Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, лю­бят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, кото­рые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процес­суальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не ста­новятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детали­зированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычле­нить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится це­лью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они ко­пируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. 'Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время; они стараются точно, с подробнейшими деталя­ми воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, раз витию сюжета, фантазированию.

Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудным игрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое заметим помогает ребенку осознать смысловое значение слова, ОТОЙТИ от конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с

развитием знакового символического способа мышления, опосредо­вано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включа­ющие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем до­школьном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, од­нако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверст­ников.

Задачи формирования игровой деятельности Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных уч­реждениях для детей с нарушениями слуха. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения.

Основная задача обучения игровой деятельности дошкольни­ков с нарушениями слуха — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, фор­мирование ролевого поведения, умения использовать предметы-за­местители и воображаемые предметы и действия, стремление отра­жать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи нравственного развития связаны с возможностью отра­жения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на пове­дение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Ма­ленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их соци­альных представлений связана с недостаточным житейским опы­том, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, че­рез чтение детской литературы игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нор­мы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к сво­им действиям.

Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умствен­ного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются пред­ставления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр. В процессе сюжетных игр также интенсивно развивается восприятие, образная память, вооб­ражение. Одними из главных средств умственного воспитания яв­ляются обучение детей использованию предметов-заместителей, формирование символических действий, в ходе которого происхо­дит развитие символического способа мышления. Использование заместителей, воображаемых ситуаций и действий также связаны с развитием значения слова, переходом от предметной отнесенно­сти к более высокой степени обобщения и абстрагирования.

В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс ус­воения речевого материала более продуктивным (по сравнению с другими видами деятельности) Дети усваивают новые слова, непос­редственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с темати­кой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими деть­ми, «г Взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.

Педагогические условия развития игровой деятельности Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего важно осознание сурдопедагогами и воспитателями значения игры для психическо­го развития детей с нарушенным слухом. Отношение к игре как вто­ростепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия может привести к обеднению дет­ского развития, ограничению способов познания окружающей дей­ствительности.

v Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различ­ных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на за­нятиях по различным разделам программы и на специальных за­нятиях по игре. В течение дня выделяется несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в зна­комые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактичес­кими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводятся подвижные игры, в также игры с песком, снегом и другими природными мате­риалами. Учитывая трудности спонтанного формирования игры, в детских садах для глухих и слабослышащих детей выделяются спе­циальные занятия по игре. Время занятий в зависимости от года обучения распределяется между занятиями по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. Организация заня­тий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Важно, чтобы ни время свободных игр, ни вре­мя занятий не подменялось другими видами деятельности, не сво­дилось к отработке и заучиванию названий игрушек.

Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах доста­точное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случай­ным. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответ­ствии с возрастом детей и их игровыми интересами. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игруш­ки (куклы, игрушки-животные и др.), игрушки-двигатели (машины, каталки и др.), строительный материал, дидактические игрушки и игры, костюмы и атрибуты для игр-драматизаций, кукольный театр, игрушки для игр на воздухе, спортивные и настольные игры. Не­обходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки для повседневных игр должны рас­полагаться на нижних полках стеллажей и быть доступны детям. Часть игрушек может располагаться в так называемых игровых зо­нах: оборудуется комната куклы, спальня, в более старших груп­пах — кабинет врача, магазин и др. Целесообразно в младших груп­пах сделать таблички с названиями игрушек и расположить их рядом, это будет способствовать лучшему запоминанию названий игрушек и действий с ними. В старших группах можно иметь не­большие тексты, позволяющие детям развернуть общение в свя­зи с игрой.

Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха иг­рам является постоянное руководство со стороны воспитателя, ко­торое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показыва­ет возможные способы их использования. В средней группе помо­гает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей пред­меты-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовитель­ной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирова­ния сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и находит возможности по-разному обогащать его игру Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со сторо­ны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может раз­рушить игру ребенка. )

Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобра­зительной деятельностью, развитием речи. Взаимосвязь между раз­делами позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необхо­димые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Тесные связи могут быть установлены между игрой и развитием речи, когда проводятся игры-драматизации, тре­бующие совместной деятельности сурдопедагога и воспитателей. Содержание игр также может стать материалом занятий по разви­тию речи, где дети составляют рассказы о играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр.

Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного со­стояния детей.

Содержание и методы формирования игры

Формирование игровой деятельности детей с нарушениями слу­ха строится с учетом закономерностей игры детей раннего и дош­кольного возраста, в процессе обучения также учитывается своеоб­разие игр глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание и методы руководства играми глухих детей разработаны Г. Л. Выгод­ской (1963, 1972).

• При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать ин­терес к игрушкам и играм, усвоить предметные действия с игрушка­ми, научить выполнять игровые действия. Предметные действия — необходимая предпосылка игры. Поэтому основным содержанием работы с детьми двух-трехлетнего возраста является формирование предметно-игровых действий. Овладение действиями с игровыми предметами — основа процессуальных игр. Обучение предметным действиям происходит в быту, при формировании навыков самооб­служивания, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Дети должны не только понять назначение каждой игрушки, но и освоить способы действия с ней. На первом году обучения дети учатся правильно воспроизводить действия с куклами и другими сюжетными игрушками, постепенно включая в игру посуду, одежду и пр. Воспитатель побуждает детей рассматривать игрушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Он демонстрирует детям сначала различные способы действий с одной игрушкой, затем не­сколько игровых действий объединяются в несложный сюжет. )

Основным методом обучения игре детей двух-трехлетнего возра­ста является выполнение действий по подражанию воспитателю.

В работе с малышами на первых порах используется выполнение сопряженных действий, т. е. ребенок одновременно со взрослым вы­полняет те же действия с аналогичной игрушкой. -"""Игры младших дошкольников включают большее количество дей­ствий с игрушками, в них отображается то, что дети видят в реаль­ной жизни важно, чтобы дети усвоили логику и последовательность игровых действий, научились отдельные действия объединять в общий сюжет. Проведению игр предшествуют наблюдения за дей­ствиями взрослых, используемыми ими предметами, а также рас­сматривание картинок, обыгрывание игрушек. Детей учатся перено­сить наблюдаемые действия в игру с помощью воспитателя, который демонстрирует правильную последовательность действий в игре. Та­кие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся пе­реносить их в собственную деятельность в реальной жизни.

Накопление опыта игровых действий, расширение количества сю­жетов игр дают возможность усложнить игровую деятельность детей путем использования предметов-заместителей. Однако использо­вание заместителей целесообразно тогда, когда у детей накоплен опыт действий с реальными предметами и игрушками. Важное значение имеет последовательность введения предметов-замести­телей (Г. Л. Выгодская). Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действия с реальным предметом (утюгом, расческой). Затем в отсут­ствие реального предмета подыскивается и переименовывается под­ходящий предмет (например, брусок в качестве утюга), демонстри­руется действие с ним.

По мере накопления детьми опыта действий с предметами-заме­стителями и усвоения смысла их использования воспитатель пока­зывает действия только с реальным предметом, затем в ситуации отсутствия предмета вместе с детьми подыскивает предмет-замес­титель и обозначает его новым именем, но не демонстрирует дей­ствия с ним, предлагая это сделать детям. В старшем дошкольном возрасте уже достаточно простого указания на необходимость под­бора предмета-заместителя («Нет градусника. Что будет градусни­ком?»). По мере усвоения действий с предметами-заместителями начинают замещаться развернутые действия, игровое пространство. Такого рода замещение предполагает достаточно высокий уровень развития воображения дошкольников.

По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с нарушениями слуха среднего дошкольного воз­раста начинает формироваться ролевое поведение. При таком спо­собе игры основным в сюжете является персонаж, характерное пове­дение которого ребенок имитирует, подчиняя ему игровые действия. Недостаточное понимание взаимоотношений людей, трудностей вер­стального обозначения роли дошкольниками с нарушенным слухом должны побудить воспитателя накопить много впечатлений о дея­тельности взрослых, сначала тех, кто окружает ребенка в детском саду (няни, воспитательницы, медсестры, повара), а затем и тех, с кем дети встречаются реже (продавца, парикмахера, врача). Помимо организации специальных наблюдений за деятельностью людей, обучение ролевому поведению подкрепляется и другими приемами: рассматриванием картинок, диапозитивов, обыгрыванием игрушек, проведением дидактических игр, бесед с детьми. Значение воспита­теля при обучении детей ролевому поведению также очень велико: участвуя в игре по определенной теме, он показывает детям игро­вые возможности различных ролей. Если на первых порах дети при освоении роли в основном стремятся воспроизвести игровые действия, то в ст

Наши рекомендации