Слово «демография» (народоописание) впервые было введено в оборот А. Гиляром лишь в
а) XVI веке;
б) XVIII веке;
в) XIX веке;
г) XX веке.
20. Кому из классиков принадлежит данное высказывание: « …проявление внимания и интереса к древней культуре народа, есть признак его истинной просвещённости»
а) Ж.-Ж. Руссо;
б) К. Маркс;
в) Ф. Энгельс.
21. Предметом этнопсихологии является:
а) возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути – от рождения до старости;
б) психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах;
в) закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга;
4) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп.
22. Знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков – это _____ компонент в структуре этнической идентичности:
а) когнитивный; б) аффективный; б) поведенческий
23. Построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях – это _____ компонент в структуре этнической идентичности:
а) когнитивный; б) аффективный; в)поведенческий
24. Оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства – это _____ компонент в структуре этнической идентичности:
а) когнитивный; б) аффективный; в) поведенческий
25. При формировании этнической идентичности у ребенка 6-7 лет наиболее значимыми являются:
а) семья;
б) непосредственное социальное окружение;
в) страна;
г) этническая группа;
д) национальность родителей
26. При формировании этнической идентичности у ребенка 8-9 лет в качестве основания идентификации выдвигаются:
а) семья;
б) этническая группа, национальность родителей;
в) место проживания;
г) родной язык;
д) непосредственное социальное окружение
27. При формировании этнической идентичности в возрасте 10-11 лет в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает:
а) специфика традиционной бытовой культуры;
б) семья;
в) этническая группа, национальность родителей;
г) место проживания;
д) уникальность истории;
е) родной язык;
ж) непосредственное социальное окружение
28.Из перечисленных недостатков для метода наблюдения характерны:
а) требуется привлечение значительных материально-технических средств;
б) трудности охвата большого количества явлений;
в) вероятность ошибок в интерпретации событий, с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц;
г) излишняя идентификация наблюдателя со средой
29.Исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре, - это национальный ______________.
30.Исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и уродливому у большинства представителей той или иной этнической общности, которое находит отражение в сознании, нормах морали, нравственности и формах общественного поведения - это национальные ___________.
31.Исторически установившиеся, стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде и являются привычными для носителей конкретной национальной культуры, лежат в основе национальных ___________.
32.Эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям – этонациональные ________________.
33.Упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений - этосоциальные _____________.
34.У детей этническая идентичность формируется в полном объеме к _______ годам.
35.Ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематические знания о своей этнической принадлежности в ____ лет.
36.Ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой уже в____ лет.
37.Сформировавшиеся в ходе исторического развития этнической общности устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей – это национальные _______________.
38.Одновременная принадлежность к двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание, - этоэтническая _____________.
39.Совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности - этоэтническая ________________.
40. Согласно У. Самнера, «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее» – это:
а) этнический стереотип; б) этноцентризм;
в) национализм; г) расизм.
Ключи к тесту
б | а | г | в | а | в | б | образованияполиэтническаяроссийскогореальность, глубокие | б | в | а | б | а-3, б-1, в-2 | б | |
в | А,в,д | а | в | в | в | а | в | б | а, б | б, г | а, 5 | 3,д | характер | вкусы |
обычаев | чувства | стереотипы | 10-11 | 6-7 | 8-9 | привычки | маргинальность | картина мира | б |