Создание теории воспитания родителей

Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу XIX века. Суть воспитания родителей – эта квалифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции.

Первоначально воспитание родителей было формальным сообщением знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время содержания воспитания родителей включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования семьи. Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности.

Программы воспитания родителей реализуется в различных моделях: адлеровской, учебно-теоретической (Б.Ф.Скиннер); модели чувственной коммуникации (Т.Гордон); модели, основанной на трансакциональном анализе (Э.Берне и Т.Харрис); модели групповых консультаций (Х.Джинот); христианского воспитания родителей (Р.Кэмпбелл) и др. Все модели имеют свою историю, базируются на определенных теоретических положениях, дают родителям различные установки в воспитательной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей. Общим для всех моделей является исходное положение, согласно которому общество и сами родители могут помочь себе стать лучше.

Педагогическая культура родителей. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры родителей

Т.А. Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать трудных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Организатором деятельности дошкольного учреждения, направленной на повышение педагогической культуры населения, является заведующая. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал ДОУ, а также психолог, логопед, врач, медсестра.

Результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог. В ходе диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.

Ориентированность ДОУ на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. При этом важно использовать эти знания в практическом применении. Задача педагога – придать теоретическим знаниям прикладной характер.

Вопросы для обсуждения:

1. Определения и функции семьи

2. Роль семьи в формировании личности ребенка

3. Взаимосвязь и взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на современном этапе

4. Формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей. Новые пути сотрудничества детского сада и семьи в науке и практике

Задание для самостоятельной работы:

Подобрать материалы по проблеме «Воспитание ребенка в семье» и оформить их в «Альбом для родителей».

Литература:

1.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998.

2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.

3.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

4.Маркова Т.А. Детский сад и семья. – М., 1986.

Наши рекомендации