Работа детского сада с семьей по трудовому воспитанию
Совершенствуя деятельность детского сада по родительскому всеобучу, необходимо обращать особое внимание на ее эффективность.
Условия, способствующие достижению положительных результатов трудового воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи.
1. Единство задач и содержания воспитательно-образовательной работы детского сада и семьи в области трудового воспитания детей. Отражение этого единства, взаимосвязи в годовом плане работы детского учреждения.
2. Преемственность в содержании, формах и методах педагогического просвещения родителей детей разного возраста, обеспечивающая систематизацию знаний о трудовом воспитании дошкольников и необходимая для формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче. Преемственность в трудовом воспитании детей пяти-шести лет и учеников первого класса школы.
3. Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников детского сада на основе анализа уровня трудового воспитания детей в разных семьях, а также контингента родителей, отражение в годовом и календарном плане такого педагогического подхода.
4. Планирование воспитателем в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Отражение проведенной работы, ее результатов в дневнике воспитателя.
5. Наличие в группе документации, раскрывающей работу воспитателей с родителями (протоколы собраний, тексты сообщений воспитателей, регистрация посещения, родителями собраний, консультаций др.). Наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение.
6. Подбор материалов в методическом кабинете в помощь воспитателям: памятки, вопросники, тексты докладов, записей некоторых посещений семей, материалов, отражающих лучший опыт семейного трудового воспитания детей разных возрастов. Фиксация работы педагогического коллектива и актива родителей с неблагополучными семьями.
7. Участие членов родительского комитета в хозяйственной и педагогической работе детского сада: наблюдение за воспитательной работой в группах; дежурства; помощь в подготовке и проведении конференций, дней открытых дверей, субботников, в работе с трудными семьями, в хозяйственных делах; участие председателя родительского комитета и ответственного за работу педагогической комиссии в педагогических совещаниях. Фиксация работы и ее результатов в планах и отчетах комитета.
8. Участие воспитателей детского сада в педагогической пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного и общественного воспитания детей — дошкольников. Место в системе всеобуча нравственно-трудового воспитания детей, его связь с другими сторонами воспитания, роль в подготовке к школе (прослеживается при анализе программ лекториев, конференций, а также разных форм работы, осуществляемой в детском учреждении).
9. Педагогический аспект связи шефской организации коллектива детского учреждения (в реализации задач педагогического всеобуча).
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о трудовом воспитании. Особенности трудовой деятельности дошкольников.
- Задачи, содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста.
- Становление компонентов трудовой деятельности дошкольников.
- Методы трудового воспитания дошкольников.
- Виды труда детей и формы его организации в различных возрастных группах.
- Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Задание для самостоятельной работы:
Изучить трудовое оборудование и его организацию в группе ДОУ. Выявить:
- наличие трудовых уголков в группе и на участке;
- подбор необходимого оборудования и его размещение;
- соответствие оборудования гигиеническим и педагогическим требованиям.
Литература:
- Автореферат на соискание уч. степени доктора пед. наук «Концепция целостного развития ребенка как субъекта детской трудовой деятельности» М. В. Крулехт. - СПб, 1986.
- Буре Р. С., Година, Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
- Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.
- Маркова Т. А.. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
Тема: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ