Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Возрастная периодизация
Первый год жизни делится на периоды.
ü от рождения до 3 месяцев
ü от 3 до 5-6 мес
ü от 5-6 до 9-10 мес
ü от 9-10 до 12 мес
В каждом возрастном периоде выделяются наиболее значимые ведущие умения, определяющие успех развития не только на том или ином возрастном этапе, но и являющиеся благоприятной основой для последующего развития.
В первые 3 месяца осуществляется развитие зрительных, слуховых и эмоциональных реакций.
Зрительное сосредоточение возникает на 8-14 день жизни ребенка. Сначала на движущемся в поле зрения предмете.
В конце 1 –начала 2 месяца он сосредотачивается на неподвижных предметах, на лице разговаривающего с ним взрослого.
В возрасте 2-2,5 мес. малыш длительно рассматривает висящие над ним игрушки и следит за движениями окружающих.
Слуховое сосредоточение на звуке наблюдается на 9-10 день.
К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным.
На 3 месяце дети начинают выделять из общей массы воспринимаемых раздражителей звуки речи.
К концу 3 месяца ребенок начинает искать источник звука, говорящего взрослого или звучащую игрушку. Так возникает связь между зрительным и слуховым анализатором.
Проявление радости в виде улыбки впервые возникает на 5-6 неделе в ответ на общение взрослого. Поэтому улыбку приято считать первой социальной реакцией.
К 2,5-3 месяцам возникает «комплекс оживления» (термин Н.М. Щелованова). Эмоциональные проявления ребенка называются так потому, что в их состав входит несколько видов реакций: эмоциональные (улыбка), голосовые (агуканье), двигательные (движения рук и ног).
Развивая положение Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской, современные психологи рассматривают комплекс оживления не только как реакцию, но и как инициативное действие ребенка, обращенную к взрослому, чтобы привлечь к себе внимание. Это свидетельствует о потребности ребенка в общении.
В первые 3 месяца у ребенка развиваются умения, из которых к концу года формируются движения: ползании, ходьбы. В 3-5 недель поднимает и пытается удерживать голову, лежа на животе.
В 2,5-3 мес. лежит несколько минут на животе и высоко поднимает голову.
Без спец. приемов со стороны взрослого умения удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении не формируются.
С 2,5 до 5-6 мес. происходит совершенствование зрительного и слухового восприятия, развиваются голосовые реакции, хватательные движения рук.
Взрослые должны обеспечивать разнообразие впечатлений, побуждая рассматривать игрушки. Взрослые содействуют сенсорному развитию.
В 2-4 месяца возникает «агуканье».
В 4-6 мес. – гуление.
Режим и организация режимных процессов
В группе детей с 2 мес. до 1 года нужно обеспечить своевременное и полноценное развитие и воспитание каждого ребенка.
Режим – это правильное распределение по времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности.
Принципы построения режима для детей раннего возраста
1. Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.
2. Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.
3. Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.
4. Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.
Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.
Своеобразие режима в первой группе раннего возраста состоит в том, что он трижды изменяется на протяжении одного года. Постепенно уменьшается частота кормления чередования сна и бодрствования, увеличивается продолжительность бодрствования.
Организация бодрствования
1 подгруппа: от 2 до 5-6 мес.
Воспитатель или няня во время бодрствования побуждает каждого ребенка рассматривать игрушки, действовать с предметами, гулить, лепетать, двигаться, стремиться к общению со взрослым.
Главное в этот период – организация ориентировочно-исследовательской деятельности.
На протяжении дня организуется 3 периода бодрствования
ü 1 с 9 ч 30 мин до 11 час
ü 2 – с 13 до 14 час
ü 3 – с 16-30 до ухода
Спустя 25-30 мин после кормления проводят индивидуальные игры-занятия для развития речи, общих движений, движений руки. Они продолжаются от 3 до 6 мин.
2 подгруппа от 5-6 мес до 9 мес.
Бодрствуют
ü от 7 до 8 утра
ü с 10 до 12 час
ü с 14 до 16 час
ü с 18 до прихода родителей
В процессе бодрствования общение персонала с каждым ребенком носит воспитывающий и развивающий характер.
Манипулирование с игрушками воспитатель использует для приучения действовать одновременно с двумя предметами, сначала он выполняет действия сам руками ребенка или многократно показывает способ действия.
Большое место во время бодрствования занимает развитие движений. Дети начинают ползать в 7-8 мес.
3 подгруппа с 9-10 мес до 12 мес
Бодрствование значительно больше
ü с 7 до 9 час
ü с 11-30 до 14
ü с 14 до 18
Во время бодрствования необходимо проводить комплексную работу, направленную на всестороннее развитие меленького ребенка, особенно на формирование основных движений, действий с предметами и речи.
Для развития новых способов действий, кроме резиновых, пластмассовых игрушек, детям дают ведерки, мисочки, куда они могли бы складывать мелкие предметы, а также матрешки, кубики, мячи разной величины.
Детям предлагают также сложные игрушки (куклу, собачку), побуждая их к подражательным действиям (баюканье, кормление)
После самостоятельных игр воспитатель проводит тут же в месте постоянных игр дополнительные игры-занятия с 3-4 детьми одновременно.
Большое место занимают занятия по развитию речи.
К концу возрастного периода возможет переход к отдельным групповым играм-занятиям.
Вопросы для обсуждения:
1. Возрастная периодизация детей 1 года жизни
2. Режим и организация режимных процессов
3. Организация бодрствования детей 1 года жизни
Задание для самостоятельной работы:
Разработать содержание предметной среды для развития у детей первого года жизни новых способов действий с предметами.
Литература:
1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.
2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150.
3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.
4. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.
6. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.