Принципы организации жизни детей в яслях-саду

Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в возрастных группах, в индивидуальных, подгрупповых и общегрупповых формах , а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания каждого ребенка.

На основе исследований Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой А.М. Щелованова и Н.М. Аксариной и др. разработаны следующие принципыорганизации жизни и деятельности детей.

1. Обеспечение (одинаковых условий для всестороннего развития (всех) детей группы.

2. возрастной принцип комплектования групп определяет пребывание в каждой группе детей одного или двух возрастов и обеспечивает целенаправленность процесса воспитания и обучения, учитывая все возрастные особенности.

3. создание развивающей среды группы, необходимой для разносторонней деятельности и общения детей.

4. постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня.

5. введение разных видов деятельности, сочетание и чередование в соответствии с уровнем развития детей.

6. организация жизни детей, направленная на охрану жизни и укрепление здоровья детей (подбор мебели и оборудования, размещение пособий, система закаливания, двигательная активность)

7. соблюдение соответствующих требования в организации жизни.

Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении

Поступление в дошкольное учреждение представляет для ребенка значительные трудности, тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни.

С переходом в д/с изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, в д/с становится членом детского коллектива.

Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении не в детское учреждение приобретает большое социальное и психологическое значение.

Одна из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она обратила внимание на нарушения в состоянии здоровья и поведения детей, а также разработала комплекс педагогических мероприятий с детьми, впервые поступающими в дошкольные учреждения.

Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.

Социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Различают 3 степени адаптации:

- легкая – при которой поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. это физиологическая, естественная адаптация.

- средней тяжести – 15-30 дней, ребенок худеет, болеет, но не тяжело

- тяжелая, патологическая от двух и более месяцев, дети долго болеют, подолгу не посещают ДОУ, что удлиняет период привыкания.

Характер и длительность привыкания зависит от возраста детей, состояния здоровья, индивидуальных особенностей.

Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки. а умения, самостоятельность и речь еще несовершенны, поэтому жизнь его тесно связана с обслуживающими его взрослыми, разлуку с которыми ребенок переносит болезненно.

В целях ослабления адаптационного синдрома (отрицательных последствий адаптации) педиатры рекомендуют по возможности сократить длительность пребывания ребенка в ДОУ в первые дни, удлиненность дневного и ночного сна.

За поведением ребенка, его настроением, самочувствием наблюдает воспитатель, врач, старший воспитатель, о чем делают соответствующие записи. в дневнике наблюдений. В соответствующих графах фиксируется аппетит, сон, эмоциональное состояние, отношение к взрослым, поведение дома, рекомендации педагога.

Условия ослабления адаптационного синдрома:

1) не принимать в группу сразу много новеньких

2) оставлять ребенка в яслях на время одного бодрствования

3) не должно быть в первое время прививок (травмируют)

4) не отучать от отрицательных привычек

5) приносить из дома любые игрушки

6) не настаивать на участии ребенка в играх, занятиях, если он не хочет

7) может присутствовать мать.

М. Лямина пишет: «Кратковременное взаимодействие: мать-ребенок-воспитатель-мать создает постепенное доверие к педагогу, возводит его в ранг доверенного лица».

Т.о., расширение специальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности периода раннего детства и его значение

2. Принципы организации жизни детей в яслях-саду

3. Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении

Задание для самостоятельной работы:

Разработать проект предметно-развивающей среды в группе детей первого года жизни.

При разработке проекта развивающей среды познакомиться со следующими рекомендациями Лидии Свирской:

  1. Можно ли наблюдать за детьми?
  2. Есть ли места для работы с маленькими подгруппами о одной большой группой?
  3. Не кажется ли помещение перегруженным?
  4. Поддерживает ли среда инициативу детей, в сколь бы малой степени эта инициатива ни проявлялась?
  5. Является ли среда безопасной и гигиеничной?
  6. Расположены ли материалы, игрушки таким образом, что дети могут их использовать максимально эффективно и безопасно?
  7. Подходят ли материалы и игрушки для детей 2 (3 лет?)

Литература:

1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150.

3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.

5. Корепанова М.В.Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Монография. - Волгоград, 2001.

6. Свирская Л. Как уйти от линейности //Детский сад со всех сторон, 2005, № 33.

7.Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.

Наши рекомендации