Принципы организации жизни детей в яслях-саду
Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в возрастных группах, в индивидуальных, подгрупповых и общегрупповых формах , а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания каждого ребенка.
На основе исследований Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой А.М. Щелованова и Н.М. Аксариной и др. разработаны следующие принципыорганизации жизни и деятельности детей.
1. Обеспечение (одинаковых условий для всестороннего развития (всех) детей группы.
2. возрастной принцип комплектования групп определяет пребывание в каждой группе детей одного или двух возрастов и обеспечивает целенаправленность процесса воспитания и обучения, учитывая все возрастные особенности.
3. создание развивающей среды группы, необходимой для разносторонней деятельности и общения детей.
4. постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня.
5. введение разных видов деятельности, сочетание и чередование в соответствии с уровнем развития детей.
6. организация жизни детей, направленная на охрану жизни и укрепление здоровья детей (подбор мебели и оборудования, размещение пособий, система закаливания, двигательная активность)
7. соблюдение соответствующих требования в организации жизни.
Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении
Поступление в дошкольное учреждение представляет для ребенка значительные трудности, тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни.
С переходом в д/с изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, в д/с становится членом детского коллектива.
Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении не в детское учреждение приобретает большое социальное и психологическое значение.
Одна из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она обратила внимание на нарушения в состоянии здоровья и поведения детей, а также разработала комплекс педагогических мероприятий с детьми, впервые поступающими в дошкольные учреждения.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.
Социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Различают 3 степени адаптации:
- легкая – при которой поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. это физиологическая, естественная адаптация.
- средней тяжести – 15-30 дней, ребенок худеет, болеет, но не тяжело
- тяжелая, патологическая от двух и более месяцев, дети долго болеют, подолгу не посещают ДОУ, что удлиняет период привыкания.
Характер и длительность привыкания зависит от возраста детей, состояния здоровья, индивидуальных особенностей.
Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки. а умения, самостоятельность и речь еще несовершенны, поэтому жизнь его тесно связана с обслуживающими его взрослыми, разлуку с которыми ребенок переносит болезненно.
В целях ослабления адаптационного синдрома (отрицательных последствий адаптации) педиатры рекомендуют по возможности сократить длительность пребывания ребенка в ДОУ в первые дни, удлиненность дневного и ночного сна.
За поведением ребенка, его настроением, самочувствием наблюдает воспитатель, врач, старший воспитатель, о чем делают соответствующие записи. в дневнике наблюдений. В соответствующих графах фиксируется аппетит, сон, эмоциональное состояние, отношение к взрослым, поведение дома, рекомендации педагога.
Условия ослабления адаптационного синдрома:
1) не принимать в группу сразу много новеньких
2) оставлять ребенка в яслях на время одного бодрствования
3) не должно быть в первое время прививок (травмируют)
4) не отучать от отрицательных привычек
5) приносить из дома любые игрушки
6) не настаивать на участии ребенка в играх, занятиях, если он не хочет
7) может присутствовать мать.
М. Лямина пишет: «Кратковременное взаимодействие: мать-ребенок-воспитатель-мать создает постепенное доверие к педагогу, возводит его в ранг доверенного лица».
Т.о., расширение специальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности периода раннего детства и его значение
2. Принципы организации жизни детей в яслях-саду
3. Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении
Задание для самостоятельной работы:
Разработать проект предметно-развивающей среды в группе детей первого года жизни.
При разработке проекта развивающей среды познакомиться со следующими рекомендациями Лидии Свирской:
- Можно ли наблюдать за детьми?
- Есть ли места для работы с маленькими подгруппами о одной большой группой?
- Не кажется ли помещение перегруженным?
- Поддерживает ли среда инициативу детей, в сколь бы малой степени эта инициатива ни проявлялась?
- Является ли среда безопасной и гигиеничной?
- Расположены ли материалы, игрушки таким образом, что дети могут их использовать максимально эффективно и безопасно?
- Подходят ли материалы и игрушки для детей 2 (3 лет?)
Литература:
1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.
2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150.
3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.
4. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.
5. Корепанова М.В.Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Монография. - Волгоград, 2001.
6. Свирская Л. Как уйти от линейности //Детский сад со всех сторон, 2005, № 33.
7.Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.