Тема: МИР ДЕТСТВА. СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Тема: МИР ДЕТСТВА. СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК

Введение

Если по известному выражению «чужая душа потемки», то во сколько раз загадочнее детская душа с ее несложившимся характером , с типичной для детства пестротой и разбросанностью интересов и устремлений! А между тем, нам кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу. Как часто мы обманываемся в этом, и как много то этого страдают дети!

Основная наша ошибка в отношении детей заключается в том, что мы считаем детскую душу во всем схожей с нашей. Детская душа с этой точки зрения- это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия ее развития.

Различие между душой ребенка и взрослого, согласно этому взгляду, имеет количественный, а не качественный характер. Каков же смысл детства? Какова его функция в созревании человека?

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка; первоначального формирования физических и психических качеств необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Особенностью этого периода, отличающей его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

Основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь наверстать в дальнейшем окажется трудно или невозможно.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит в различных видах деятельности дошкольника- в игре, речевом общении, художественно-творческой деятельности и тд. Данные специальных исследований показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если им разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств, к переходу не новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер и выступает в виде возрастного кризиса.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие ребенка.

Факторы развитияи возрастные особенности детей дошкольного возраста.

К факторам, определяющим развитие личности, относят:

· Наследственность;

· Среда;

· Воспитание.

Развитие ребенка

Тема: МИР ДЕТСТВА. СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК - student2.ru

наследственность   среда   воспитание

Каждый возрастной период определяется:

v Количеством прожитых лет;

v Степенью созревания биологических систем организма, их функций;

v Жизненным опытом;

v Объемом освоенных знаний;

v Видами и содержанием деятельности человека;

С возрастом идет не только обогащение психической деятельности. С возрастом меняется и ведущий вид деятельности. Однако уровень психического развития личности это не только результат прожитых лет. Решающее влияние на развитие человека в любом возрасте оказывают система воспитания и обучения, деятельность и активность личности.

Каждый возрастной период жизни человека характеризуется наличием сензитивных периодов. Эти периоды биологического и психического развития детей. Необходимо учитывать для реализации имеющихся у детей в данный период предпосылок. Так, существуют оптимальные сроки обучения речи, ходьбе, балетному искусству и т. д.

Существование различий в характере и темпах развития детей имеет большое значение для теории и практики воспитания.

Воспитание, обучение и образование должны располагать разнообразными средствами и методами индивидуального подхода и применяться наиболее эффективно для развития каждого ребенка.

Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Среди факторов, влияющих на эф­фективность и качество образова­ния детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

Современная дифференциация дошкольногообразования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п. 19 Типового положения о ДОУ), не нарушая общей концептуальной направленности этих программ. Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Таким образом, в условиях новой образовательной политики вариативности программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения закона «Об образовании».

Сегодня в дошкольных учреждениях РФ, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Основные и дополнительные программы дошкольного образования

Все российские образовательные программы, в том числе, основные и дополнительные, направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, его адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора педагогом и освоения профессиональных образовательных программ. Основные и дополнительные программы ориентированы на общечеловеческие ценности в воспитании детей и одновременно учитывают лучшие традиции отечественного дошкольного воспитания, создают условия для формирования основ высоконравственной, духовно богатой личности – человека и гражданина, любящего свою родину, уважающего ее национальную культуру. Программы нацелены на эмоционально-ценностное, социально-личностное, эстетическое развитие ребенка. Они базируются на ведущих принципах современного дошкольного образования: реализации подхода к дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека, на личностно ориентированном взаимодействии взрослых с ребенком, развивающем характере воспитания и обучения, всестороннем учете возрастных и психофизических закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Основные и дополнительные про­граммы дошкольного образования должны обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, инди­видуальный подход, необходимую кор­рекцию развития, взаимодействие с семьей в целях полноценного развития ребенка, учитывать оптимальные на­грузки с целью его защиты от переутом­ления и дезадаптации.

Программы предусматривают соответствующие методы их реализации, основанные на использовании специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Они включают описание развивающей среды, содействующей становлению личности ребенка, развитию его творческих возможностей.

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Основные программы дошкольного образования

Одно из главных требований к основным программам (комплексная, набор парциальных) – соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития на разных возрастных этапах дошкольного детства.

С учетом изложенного к основным комплексным программам, безусловно, могут быть отнесены такие, как «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Детство» (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева и др.), «Про­грамма воспитания и обучения в дет­ском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), «Гармония раз­вития» (Д.И. Воробьева), «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Детский сад -дом радости» (Н.М. Крылова), «Кроха» (ГГ. Григорьева и др.), «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный воз­раст» (под ред. Т.Н. Дороновой, НА. Коротковой), «Из детства - в отрочество» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов, Е.Г. Кравцова).

Указанные программы имеют гриф Минобразования России или Минобрнауки России. В качестве основных комплексных программ может также ис­пользоваться ряд других, в том числе те, что рекомендованы территориальными органами управления образованием.

Примером специализированных про­грамм, которые можно успешно приме­нять (сочетать) в рамках реализации ос­новной образовательной деятельности ДОУ, могут быть: «Красота. Радость. Твор­чество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.), «Росинка. В мире прекрасного» (Л. В. Куцакова, СИ. Мерзлякова), «Приро­да и художник» (ТА Копцева), «Художе­ственный труд» (НА Малышева), «Камер­тон» (Э.П. Костина), «Гармония», «Син­тез» (К.В. Тарасова, ТВ. Нестеренко), «Ма­лыш» (ВА Петрова), «Музыкальные ше­девры» (О.П. Радынова), «Ритмическая мозаика» (АН. Буренина), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стекина и др.), «Я - человек» (С.А. Козлова), «Я, ты, мы» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Наш дом – природа (Н.А. Рыжова) и др.

Названные программы рекомендованы к использованию в ДОУ на федеральном уровне. Помимо них в качестве основных специализированных программ могут быть использованы и дру­гие, рекомендованные региональными органами управления образованием. Среди основных особое место зани­мают программы коррекционной направленности (по направлениям кор­рекции), реализация которых предпо­лагает внесение комплекса необходи­мых изменений в организацию жизни детей, примерные режимы и предмет­но-развивающую среду ДОУ.

Следует отметить также, что в отдель­ных случаях в соответствии с приорите­тами образовательной деятельности ДОУ (его видом) наряду с основной комплексной программой могут использо­ваться и другие образовательные модули или отдельные блоки программ, а также педагогические технологии определенной направленности.

Дополнительные программы дошкольного образования

На основании п. 6 ст. 14 закона РФ «Об образовании» ДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами, наряду с основными, может реализовывать дополнительные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющих его статус основных образовательных программ. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, организуемых в ДОУ и за их пределами. Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечение развития индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка в интересной и значимой для него деятельности.

К дополнительным могут относиться программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этно-культурные, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и др.

Дополнительные программы, как и основные, являются авторскими (вариативными) программами.

Дополнительные программы реализуются педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями, психологами, инструкторами по физической культуре и другими специалистами. Дополнительные программы по обучению детей изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, хореографии, спортивному воспитанию, обучению иностранным языкам, грамоте, началам компьютерной грамотности и др. реализуются специалистами, владеющими навыками педагогического мастерства в одном из данных направлений (наличие свидетельства об образовании или повышение квалификации по данной специализации), а также прошедшими подготовку в области изучения возрастных и психофизиологических особенностей развития дошкольников.

Дополнитель­ные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ (прогулка, днев­ной сон, основные занятия, игры). Ко­личество и длительность занятий, про­водимых в рамках оказания дополни­тельных образовательных услуг, регла­ментируются СанПиН 2.4.1 1249-03 (введены с 20.06.03), а общее время за­нятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недель­ной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные программы

В отличие от авторских (вариатив­ных) программ (основные; дополни­тельные) примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разра­ботки примерных образовательных программ (далее - примерные про­граммы) обеспечивают государствен­ные органы управления образованием на основе госстандартов. Цель разра­ботки примерных программ - реализа­ция требований к обязательному мини­муму содержания основных образова­тельных программ, расширительное толкование государственных стандар­тов каждого уровня образования, обес­печение преемственности общего об­разования между всеми его ступенями. В сфере дошкольного образования ос­новой для подготовки примерных про­грамм при отсутствии госстандарта до­школьного образования являются его проект и «Временные (примерные) тре­бования к содержанию и методам вос­питания и обучения, реализуемым в до­школьном образовательном учрежде­нии» (Приложение № 2 к приказу Минобразования Российской Федерации от 22.08.96 № 448).

Вот почему разработка примерных программ не может служить альтернативой aавторским вариативным про­граммам. В качестве примера приведем «Примерную общеобразовательную про­грамму воспитания, обучения и развития детей раннего м дошкольного возраста» (Л А Парамонова. и др.). Ее раз­работка не означает разрушение основ вариативности, возврат к эпохе унитар­ного дошкольного образования, так как она не может рассматриваться в качестве единой и обязательной для всех детских садов Российской Федерации так называ­емой «государственной» программы.

Напротив, примерные программы яв­ляются ориентиром для составления ав­торских вариативных программ, разра­ботки календарно-тематических пла­нов и создают необходимые условия для творчества воспитателя, свободного выбора форм и методов воспитания и обучения ребенка в детском саду.

При разработке авторских (вариа­тивных) программ, базирующихся на примерных программах, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление от­дельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает воз­можность реализовать принцип диф­ференциации и вариативности до­школьного образования.

Важно отметить, что примерные про­граммы в обязательном порядке уста­навливают соотношение между феде­ральным и региональным компонента­ми дошкольного образования, предус­матривают выделение необходимого времени на реализацию регионального компонента образования.

В примерных программах дошкольно­го образования должны быть представле­ны примерный объем содержания обра­зования детей с учетом видов ДОУ, а также критерии результатов воспитания и обу­чения, основанные на нормативных по­казателях физического и психического развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства. В них содер­жатся минимальные требования к осна­щению образовательного процесса в ДОУ (минимальный перечень оборудования и наглядных пособий).

Вопросы для обсуждения:

1.Основные и дополнительные программы дошкольного образования.

2. Требования к содержанию основных программ.

3. Требования к содержанию дополнительных программ.

4. Примерные образовательные программы для дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:

Составить картотеку основных и дополнительных программ дошкольного образования.

Литература:

  1. Арапова-Пискарева Н. О Российских образовательных программах //Дошкольное воспитание, 2005, № 8. С.3-8.
  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //Дошк. воспитание. – 1995. - № 4. – с.37.
  3. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988.

4. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

  1. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, ДиК, 1999.

6. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. /Л.И. Катаева. – М.: ''Линка-Пресс, 2000.

7. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России. Под ред. Р.Б. Стеркиной. – М.: Изд-во АСТ, 1996. С. 8-33.

8. Крылова Н., Иванова В. Детский сад – дом радости. Пермь, 1992.

9. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей 4-5 лет в детском саду ''Радуга''. – М., 1993.

10. Программа развития и воспитания дошкольников «Детство» /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. СПб., 1998.

11. Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Сборник программ /под ред. Р.Н. Бунеева, М.В. Корепановой и др.Москва, 2004.

12. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений– М., 2003.

13. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности ''Открой себя''. – М.: ''Гном-Пресс'', 1999.

14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр ''Академия'', 1999.

РАЗДЕЛ III

ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА

Возрастная периодизация

Первый год жизни делится на периоды.

ü от рождения до 3 месяцев

ü от 3 до 5-6 мес

ü от 5-6 до 9-10 мес

ü от 9-10 до 12 мес

В каждом возрастном периоде выделяются наиболее значимые ведущие умения, определяющие успех развития не только на том или ином возрастном этапе, но и являющиеся благоприятной основой для последующего развития.

В первые 3 месяца осуществляется развитие зрительных, слуховых и эмоциональных реакций.

Зрительное сосредоточение возникает на 8-14 день жизни ребенка. Сначала на движущемся в поле зрения предмете.

В конце 1 –начала 2 месяца он сосредотачивается на неподвижных предметах, на лице разговаривающего с ним взрослого.

В возрасте 2-2,5 мес. малыш длительно рассматривает висящие над ним игрушки и следит за движениями окружающих.

Слуховое сосредоточение на звуке наблюдается на 9-10 день.

К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным.

На 3 месяце дети начинают выделять из общей массы воспринимаемых раздражителей звуки речи.

К концу 3 месяца ребенок начинает искать источник звука, говорящего взрослого или звучащую игрушку. Так возникает связь между зрительным и слуховым анализатором.

Проявление радости в виде улыбки впервые возникает на 5-6 неделе в ответ на общение взрослого. Поэтому улыбку приято считать первой социальной реакцией.

К 2,5-3 месяцам возникает «комплекс оживления» (термин Н.М. Щелованова). Эмоциональные проявления ребенка называются так потому, что в их состав входит несколько видов реакций: эмоциональные (улыбка), голосовые (агуканье), двигательные (движения рук и ног).

Развивая положение Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской, современные психологи рассматривают комплекс оживления не только как реакцию, но и как инициативное действие ребенка, обращенную к взрослому, чтобы привлечь к себе внимание. Это свидетельствует о потребности ребенка в общении.

В первые 3 месяца у ребенка развиваются умения, из которых к концу года формируются движения: ползании, ходьбы. В 3-5 недель поднимает и пытается удерживать голову, лежа на животе.

В 2,5-3 мес. лежит несколько минут на животе и высоко поднимает голову.

Без спец. приемов со стороны взрослого умения удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении не формируются.

С 2,5 до 5-6 мес. происходит совершенствование зрительного и слухового восприятия, развиваются голосовые реакции, хватательные движения рук.

Взрослые должны обеспечивать разнообразие впечатлений, побуждая рассматривать игрушки. Взрослые содействуют сенсорному развитию.

В 2-4 месяца возникает «агуканье».

В 4-6 мес. – гуление.

Организация бодрствования

1 подгруппа: от 2 до 5-6 мес.

Воспитатель или няня во время бодрствования побуждает каждого ребенка рассматривать игрушки, действовать с предметами, гулить, лепетать, двигаться, стремиться к общению со взрослым.

Главное в этот период – организация ориентировочно-исследовательской деятельности.

На протяжении дня организуется 3 периода бодрствования

ü 1 с 9 ч 30 мин до 11 час

ü 2 – с 13 до 14 час

ü 3 – с 16-30 до ухода

Спустя 25-30 мин после кормления проводят индивидуальные игры-занятия для развития речи, общих движений, движений руки. Они продолжаются от 3 до 6 мин.

2 подгруппа от 5-6 мес до 9 мес.

Бодрствуют

ü от 7 до 8 утра

ü с 10 до 12 час

ü с 14 до 16 час

ü с 18 до прихода родителей

В процессе бодрствования общение персонала с каждым ребенком носит воспитывающий и развивающий характер.

Манипулирование с игрушками воспитатель использует для приучения действовать одновременно с двумя предметами, сначала он выполняет действия сам руками ребенка или многократно показывает способ действия.

Большое место во время бодрствования занимает развитие движений. Дети начинают ползать в 7-8 мес.

3 подгруппа с 9-10 мес до 12 мес

Бодрствование значительно больше

ü с 7 до 9 час

ü с 11-30 до 14

ü с 14 до 18

Во время бодрствования необходимо проводить комплексную работу, направленную на всестороннее развитие меленького ребенка, особенно на формирование основных движений, действий с предметами и речи.

Для развития новых способов действий, кроме резиновых, пластмассовых игрушек, детям дают ведерки, мисочки, куда они могли бы складывать мелкие предметы, а также матрешки, кубики, мячи разной величины.

Детям предлагают также сложные игрушки (куклу, собачку), побуждая их к подражательным действиям (баюканье, кормление)

После самостоятельных игр воспитатель проводит тут же в месте постоянных игр дополнительные игры-занятия с 3-4 детьми одновременно.

Большое место занимают занятия по развитию речи.

К концу возрастного периода возможет переход к отдельным групповым играм-занятиям.

Вопросы для обсуждения:

1. Возрастная периодизация детей 1 года жизни

2. Режим и организация режимных процессов

3. Организация бодрствования детей 1 года жизни

Задание для самостоятельной работы:

Разработать содержание предметной среды для развития у детей первого года жизни новых способов действий с предметами.

Литература:

1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150.

3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.

6. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.

Планирование и учет воспитательной работы в группах раннего возраста

Планирование воспитательно-образовательной работы является одним из условий полноценного воспитания детей раннего возраста.

В группах ведется дневник группы, перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы.

В группах детей 1-го года жизни ведется план индивидуальных занятий.

В дневнике группы ежедневно фиксируются состояние здоровья детей, основные изменения, новое в развитии и поведении детей.

№ п/п имя, фамилия реб. дата рожд. Возраст на текущий месяц Результаты утреннего осмотра Сведения от родителей о сост. здоровья Мед. назнач. Пед. назнач. Наблюдения воспитателя   Памятка
        кожа зев t0          
     
                       

1, 2, 4 графы заполняются 1 раз в месяц воспитателем

5, ,6 ,9 – ежедневно, причем

5, 6 – непосредственно при приеме,

а 9 – при передаче дежурства

в 7 и 8 делают записи врач и педагог при посещении группы

3 и 5 – заполняются 1 раз при первичном оформлении дневника.

Дневник оформляется на двух развернутых страницах тетради.

На 1-ой странице располагаются графы с 1-й по 7-ю,

а на 2-й – с 8 по 9-ю.

Один раз в месяц переписываются списки детей и названия граф полностью. Затем делаются укороченные листы по числу рабочих дней месяца.

В памятке для воспитателя отражаются следующие данные.

1. Дата и время работы

2. Состояние здоровья, сна, аппетит, настроение детей.

3. Новое в поведении и развитии.

4. Поведение на занятиях.

5. Затруднения в работе.

6. Нарушения порядка в жизни группы, режиме, занятиях.

7. Отметка о выполнении мед. и пед. назначений.

8. Подпись.

В период комплектования может быть введена дополнительная графа, отражающая адаптацию к новым условиям.

В группе детей 1-го года жизни составляется перспективный план воспитательно-образовательной работы на 1 месяц.

Он включает следующие разделы:

ü режим, режимные процессы,

ü занятия,

ü самостоятельная игровая деятельность,

ü индивидуальная работа с детьми,

ü работа с родителями.

В разделе «Режим» планируется перевод детей на новый режим или подготовка того или иного ребенка к новому режиму.

Здесь также предусматривается воспитательная работа во время приема пищи, при умывании и т.д.

В разделе «Занятия» перечисляются конкретные виды занятий, их названия, способы действий, которым будут обучаться дети в течение месяца.

Самостоятельная игровая деятельность.

Закрепляются знания, умения, полученные на занятиях. В разделе указываются основные задачи формирования игровой деятельности, действий с предметами. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам.

Индивидуальная работа.

Намечаются методы и содержание работы с детьми, нуждающимися в индивидуальном подходе из-за нестабильности посещаемости, трудностей привыкания, повышенной (пониженной) возбудимости и т.д.

Работа с родителями.

Намечаются темы бесед с группой родителей, подготовка к родительскому собранию, посещение на дому, смена материала в родительском уголке, индивидуальная работа с родителями по различным вопросам.

Перспективный план составляется и в группе детей 2-го года жизни.

Календарный план составляется на 2 недели.

Планирование занятий детей 2-го года жизни осуществляется по подгруппам: с 1г. до 1,5 лет, с 1,5 до 2-х лет.

Виды занятий для обеих подгрупп могут быть одинаковыми, однако содержание и методические приемы должны соответствовать возрастным особенностям детей.

При составлении сетки занятий на неделю необходимо соблюдать ряд требований:

1. правильно распределять занятия с учетом степени двигательной активности детей (муз. не сочетать с гимнаст.)

2. однотипные занятия в течение недели лучше распределять так, чтобы между ними был равномерный интервал

3. учитывать распределение основной нагрузки на различные виды восприятия

Прогулка. Наблюдения, дидактические с природным материалом, подвижные игры, различные действия с предметами.

Вопросы для обсуждения

1. Планирование и учет воспитательной работы в группах раннего возраста

2. Контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей

Задание для самостоятельной работы:

Разработать содержание консультации для родителей по организации жизнедеятельности детей раннего возраста в условиях семейного воспитания.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста под ред. А.А. Павловой. М., 1986, стр. 156 (планирование)

2. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.. М., 1986, стр. 113 (диагностика)

4. Танкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В.. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. М., 1989., стр. 156 (контроль, диагностика.)

5. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.

Задания для самоконтроля

1. Выделите факторы, определяющие развитие личности ребенка

а) наследственность

б) среда

в) воспитание

г) образование

д) обучение

2. Какому понятию соответствует данное определение

……………………………… - специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

3. Вставьте пропущенное слово:

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в ……………………………., отражающей инвариантные, идеализируемые параметры личности и профессиональной деятельности воспитателя.

4. Какому понятию соответствует данное определение

…………………………………… - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

5. К какой форме адаптации относится следующая характеристика: Поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. Это физиологическая, естественная адаптация

а) нормальная

б) легкая

в) средняя

г) средне-тяжелая

д) тяжелая

6. Дайте определение режима дня

Ключ

1. а, б, в.

2. воспитание

3. профессиограмме

4. пед. процесс

5. б

6. правильное распределение по времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности.

РАЗДЕЛ IV

Виды труда дошкольников

Трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.

Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Давая детям те или иные задания, возлагая на них обязанности, родители должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: состояние здоровья, наличие навыков и умений, склонности, интересы и т. д.

Классификация детских игр

 
  Тема: МИР ДЕТСТВА. СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК - student2.ru

Игры с предметами

В них используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задачи. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении по какому-либо одному признаку, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, величине), что важно для развития логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга и по свойствам, т.к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используются такие предметы, в которых разница становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети обретают умения складывать целое из частей, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактической игре широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. Например, отобрать все игрушки, сделанные из дерева или игрушки необходимые для различных творческих игр ( в семью, строителей и тд.)

Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры.

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам . Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых ( 2 куклы, 2 мячика). Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например: найти среди всех картинок 2 самолета, 2 яблока. И самолеты и яблоки могут быть различны по форме, по цвету, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по одному признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связей между предметами

Наши рекомендации