Посещение и анализ дня знаний первоклассников.
Пояснительная записка
Цель практики: обобщать и систематизировать теоретические знания, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик; познакомить студентов со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю его пребывания в школе.
Программа деятельности обучающихся:
1. Знакомство с порядком приема детей в школу и методикой комплектования первых классов.
2. Планирование работы учителя в 1-ую неделю.
3. Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя в 1-ый день (прием детей, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы).
4. Размещение детей в классе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
5. Содержание, организация и методика проведения уроков в 1-ые дни обучения детей.
6. Организация учебной деятельности детей (правила обращения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками, организация рабочего места).
7. Организация работы с родителями и проведение 1-ого родительского собрания.
8. Участие в проведении Дня Знаний.
9. Организация мероприятий (экскурсия по школе, прием и проводы детей домой, проведение перемен, физминуток).
10 Анализ учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, подписывание тетрадей, прописей).
Исследовательская работа идет в направлении готовности ребенка к обучению в школе:
а) определение соматической готовности (рост, вес, уровень физического развития), изучение медицинской карты;
б) определение педагогической готовности (устный счет, навыки чтения, письма) через наблюдение, беседы с учителем, родителям, изучение тетрадей учащихся;
в) изучение психологической готовности (мотивация, эмоционально-волевая сфера, социальная зрелость) с помощью диагностических методик.
Отчетная документацияобучающихся:
1. Дневник педагогической практики (заполняется согласно тематическому плану)
Посещение и анализ дня знаний первоклассников.
Разработка первого родительского собрания.
Анализ предметной среды.
Беседа с учителем начальных классов.
Диагностика (диагностические материалы).
Анализ одного урока, проведённого в первую неделю сентября и такого же урока, проведенного во вторую неделю сентября. Написать выводы об изменениях. Конспекты прилагаются.
Выводы о своеобразии обучения первоклассников в первые дни учебного года.
9.Отчет "Условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению»
Образец записи наблюдений в дневниках и портфолио.
Посетила день знаний у первоклассников.
Краткий анализ «Дня знаний»
- Школа №***, 1 Г класс, учитель Ф.И.О.
- Количество детей в классе - 25.
- На линейке дети вели себя спокойно, немного растерянно.
- Учительница встречала детей очень радушно. Подходила к детям, знакомилась.
- Дети практически не общались с другими сверстниками. Каждый придерживался родителей.
- В начале праздничной линейки, ученики старших классов показали танцевальный номер. Потом пошли поздравления директора школы Далее последовал еще один номер, после чего старшеклассник пронес первоклассницу со звонком. Каждый класс по очереди последовал в свой кабинет.
- В классе часть детей читали подготовленные стихотворения.
За своим местом дети вели себя по-разному. Некоторые сразу начали активно проявлять себя, другие были более спокойны и сдержаны.
Я заметила, что число мальчиков превышало число девочек в классе.
- Наталья Владимировна представила кабинет, как волшебную комнату.
После чего началось знакомство.
Как звали учительницу, дети уже запомнили, а вот между собой им предстояло знакомство.
«Давайте все дружно назовем своё имя» - говорит учитель.
(называют) Не получилось.
«Давайте все шёпотом назовём свои имена» - (называют) Снова не получилось.
Тогда Наталья Владимировна предложила, чтобы каждый ученик представился своему соседу по парте.
- Учительница ориентировала детей на школьную жизнь с помощью игровой системы (стихов, загадок и т.д.)
Сначала она задала загадки, связанные со школьными принадлежностями. Дети достаточно активно себя вели.
Учитель провел физ. минутку.
С помощью загадок детей знакомят с такими предметами, как математика и литература.
Следом выступала мама ученика, прочитав познавательный стишок.
Далее дети, поднимая руку, отвечали, чему, по их мнению, они научились за этот школьный день.
- В конце учитель раздал детям подарки (открытки, брошюрки, флешки).
Первоклассники поздравили учительницу, подарили цветы.
И проследовали строем из класса для группового фото.
Краткий анализ посещения уроков:
Посетила урок «Обучение грамоте».
Тема: « Речь устная и письменная. Предложение».
Присутствовало: 25 человек.
Все дети следовали указаниям учителя. Дети ведут себя активно, поднимают руки, отвечают. Если учительница указывает на ошибку, они быстро ориентируются на правильный ответ. Все хорошо знают сказки, отвечают про них хором. Часть учеников разыгрывают сказку «Репка».
Дети отвечают на вопросы по сюжетной картинке. Учительница обращает внимание на всех детей, помогает. И к тому же не забывает поддерживать дисциплину.
В конце урока Наталья Владимировна провела маленькую проверочную работу из нескольких частей на знание букв. Одну часть сделали, остальные перенесли на следующий раз.
Мне урок показался очень увлекательным и наглядным. Очень хорошо чередовались и напряженные минутки, и время для отдыха. Детям было весело и интересно.
Посетила урок «Математика».
Тема: Пространственные представления «Вверху», «внизу». «Слева», «справа».
Присутствовало: 25 человек.
Детям немного сложнее настроиться на уроки после обеда. Заметно, что некоторым не хочется так сразу начинать урок. Но всё же немного успокоившись, урок начинается. Среди первоклассников выделяются любители именно этого урока. Заметила одного мальчика, который большую часть времени безразлично сидел на уроке, вёл себя раскованно и не собранно. Но, тем не менее, не мешал другим детям. Остальные же ведет себя хорошо, слушают учителя. Правда, немного расслабились. Задания выполняют все, кто-то сразу правильно, кого-то приходится поправлять.
Учительница дала указания, чтобы дети были готовы к уроку. Посередине урока проводится физ. минутка. По окончанию урока, учитель поинтересовался, что именно было самое интересное на уроке. Дети быстро начали собирать портфели. Мне кажется, что математика кому-то интересно и легко дается, кому-то нет. Очень хорошо, что в классе выделяются дети-любители математики. Ведь когда любишь предмет, то и устаешь меньше, с удовольствием преступаешь к делу, тем самым получаешь больше знаний.
Беседа с учителем. Вопросы.
1.Характерен ли интерес (желание) учиться для детей, поступающих в школу?
2.В чем, на ваш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?
3.Какова роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе?
4.В чем вы видите трудности адаптации к школе, их причины?
5.Существует ли познавательный барьер между детским садом и школой?
6.Адекватно ли дети переживают свои успехи и неудачи на уроках в первые дни обучения?
7.Как вы оцениваете уровень адаптации к школе у своих учеников?
8.Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?
Беседа с учителем (образец)
1.Характерен ли интерес (желание) учиться для детей, поступающих в школу?
Н.В.: У детей, поступающих в школу, есть желание учиться.
2.В чем, на ваш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?
Н.В.: Период адаптации первоклассника к школе – это привыкание к учителю, к одноклассникам, к новому режиму дня. Это новые отношения, новые обязанности.
3.Какова роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе?
Н.В.: Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно показать ученику отличие его новой позиции прав, обязанностей от того, что было до школы. Учитель для ученика – высший авторитет.
4.В чем вы видите трудности адаптации к школе, их причины?
Н.В.: Трудность адаптации к школе – это непослушание. Причина заключается в том, что ребенок не может принять ситуацию обучения (он может играть на уроке или выяснять отношения с одноклассником, не реагировать на замечания учителя).
5.Существует ли познавательный барьер между детским садом и школой?
Н.В.:Я думаю, что познавательный барьер между детским садом и школой не существует.
6.Адекватно ли дети переживают свои успехи и неудачи на уроках в первые дни обучения?
Н.В.: Не все дети адекватно переживают свои успехи и неудачи, это зависит от индивидуальных особенностей учащихся.
Например, ученик расстроился только из-за того, что учитель не взял его тетрадь, чтобы показать всему классу. А ему так хотелось!
7.Как вы оцениваете уровень адаптации к школе у своих учеников?
Н.В.:У большинства моих учеников адаптация проходит успешно.
8.Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?
Н.В.: Контакт с родителями установлен и ведется совместная работа по созданию условий для успешной адаптации.
Мелкие движения.
Итоговый уровень: высокий
средний
низкий
Крупные движения.
Итоговый уровень: недостаточный
достаточный
III. Образные представления
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:
Сложный вариант Упрощенный вариант
Оценка результатов:
«+» - если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» - если выполнил упрощенный вариант
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям:
1) наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки)
2) наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда)
3) способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой)
Оценка результатов:
«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» - все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты
IV. Анализ образца
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Образец:
Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов
V. Одномоментное восприятие количества
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Итоговый уровень:
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Низкий – 1-2 спички
VI. Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Вариант А
Вариант Б
Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
VII. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень:
Недостаточный – 1) неровная походка;
2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;
3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик,
удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Учебный год.
1.Статистический анализ: всего детей, в том числе мальчиков, девочек; посещавших детский сад, моложе 7 лет; старше 7 лет; особенности.
2.Общие сведения о поведенческом характере классного объединения (эмоциональность, подвижность, собранность, аккуратность, внимательность, исполнительность).
3.Воспитанность детей класса: дисциплинированность, честность, самостоятельность, любознательность, коллективизм.
4.Отношение к учебе и труду (положительное, отрицательное), обязательность детей.
5.Уровень готовности к школе по всем 8 разделам диагностики.
6. Взаимоотношение детей в классе. Степень подчиненности.
7.Вывод с рекомендациями.
Дата
Подпись составителя характеристики.
Учебный год (образец)
№ | Пункт характеристики | Сведения | |
Статистический анализ | Всего детей | ||
Мальчиков | |||
Девочек | |||
Посещали детский сад | 22 (остальные 3 посетили подготовительный к школе класс) | ||
Моложе 7 лет | |||
Старше 7 лет | |||
Особенности | не имеет, полностью отвечает стандарту. | ||
Общие сведения о поведенческом характере классного объединения | Не смотря на то, что класс первый и дети видят друг друга в первый раз, они довольно эмоциональные, хорошо играют в игры и ведут себя на занятии собранно, с каждой школьной принадлежностью очень аккуратны и внимательны.хорошее отношение с учебниками и тетрадями, но еще для них трудно выполнять сложные задания, внимание часто рассеивается, исполняют задания все аккуратно, но медленно боясь допустить неточность. | ||
Воспитанность детей класса | дети довольно спокойные и дисциплинированные, но на уроках часто отвлекаются на некоторые детали класса, школьные принадлежности, учебники и форму. Ребята проявляют интерес к знаниям это выражается в постоянном готовом домашнем задании всех учеников класса. Самостоятельно готовятся к урокам, со второй недели одни ходят в туалет и играют в игры. Ученики уже стараются помогать друг другу на занятиях, отвечают вместе, слушая других. | ||
Отношения к учебе и труду | Отношение к учебе положительное, дети проявляют интерес к знаниям. Причиной этому могут быть внешние и внутренние факторы, дети спокойно и быстро выполняют поручения учителя. Обязанностей у учеников первых классов в начале учебного года по отношению к труду пока не имеется. Для них сейчас главное привыкнуть к учебе и ее системе, но уже с октября месяца у них вводятся дежурства в классах и коридорах. | ||
Уровень готовности к школе | Ориентировка в окружающем, запас знаний. | ||
Отношение к школе. | |||
Мышление и речь | |||
Образные представления | |||
Анализ образца. | |||
Одномоментное восприятие количества. | |||
Мелкие движения | |||
Крупные движения | |||
Взаимоотношение детей в классе | Взаимоотношение детей между собой хорошее, хотя не совсем еще дружные, это связанно с малым общением детей между собой. Это можно заметить в играх на переменах, ученики не слушают друг друга. Что касается несомненно самих уроков там уже сплоченность коллектива выше уровнем. Так как учитель организует постоянную учебную деятельность всех детей. И в связи с тем, что дети мало друг друга знают сейчас говорить о «лидерах» и «отстающих» среди общения между собой самих детей в классе пока рано. Но на уроках выделяются 6 детей которые всегда стремятся ответить и держат руки поднятыми. | ||
Вывод и рекомендации | Ученики 1 «Д» класса к школе подготовлены хорошо. Явно заметно их умения и навыки, которые дети приобрели до посещения школы. Значительно выросли требования к ученикам по сравнению с предыдущими годами, но знания детей полностью соответствуют требованиям. Программа хорошо усваивается детьми. Хотелось бы, чтобы для детей готовили различные тренинги для знакомства и общения детей между собой. На наш взгляд это быстро поможет сплотить коллектив класса и тем самым уменьшит работу учителей и увеличит деятельность самих детей. |
8.Выводы о своеобразии обучения первоклассников в первые дни учебного года. (образец)
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания.
Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.
В каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первые уроки проходят нормально, все дети с удовольствие вступают в работу, отвечают, и пытаются активно себя проявлять. По истечению недели больших изменений не произошло, разве что дети потихоньку начали осваиваться к месту, к людям и ведут себя менее сдержанно. Отношение учителя к ученикам доброе, но справедливое. Как и на первых уроках, учительница поддерживает дисциплину, всё время отводит на детей, всегда работает вместе с ними.
Стали проявляться хулиганы класса и «серые мышки».
9.Отчет "Условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению» (образец)
Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна.
Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности.
Воснове разработки создания предметно-развивающей среды учитывают:
многофункциональность помещений;
рациональность использования пространства;
взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
целесообразность озеленения интерьера.
Целью психологической диагностики готовности детей к школе является выявление индивидуальных особенностей развития личности ребенка, разработка – в случае необходимости – системы приемов коррекции. К сожалению, традиционная система обучения не способна обеспечить соответствующий уровень развития детям с отличающимся от среднего уровня психическим развитием.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если он умеет планировать и контролировать свои действия, ориентируется на неявные свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, способен слушать другого человека и выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Любое диагностическое обследование помогает определить конкретные объекты психологической коррекции каждого первоклассника, определить содержание коррекции.
Методика обучения первоклассников.
Цель: формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще не известных задач.
Задачи:
1.Совершенствование организации образовательного процесса, содержания образования и педагогических технологий.
2.Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.
3.Оптимизация системы воспитательной работы.
4.Усовершенствование системы дополнительного образования и организованного досуга.
5.Повышение эффективности управления через развитие государственно-общественного управления.
6.Обеспечение безопасности пребывания детей в школе.
Профессионально-педагогическая компетентность - это способность учителя превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.
Основные показатели профессиональной компетентности:
- специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем - от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области;
- психолого-педагогические знания - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;
- психолого-педагогические умения - способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.
При этом качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Формы и методы работы с семьей первоклассника.
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
1) Психолого-педагогический лекторий:
психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1, 5 классы);
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
1) Родительские собрания.
2) Родительские дни в школе.
3) Совместные творческие дела.
4) Помощь в укреплении материально-технической базы.
5) Социологические опросы.
Участие родителей в управлении школой.
1)Общешкольный родительский комитет
2) Управляющий Совет
3) Классные родительские комитеты.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает администрация школы, если это общешкольное родительское собрание и классный руководитель, если собрание классное (в классе тематика обсуждается на родительском комитете и очередную тему собрания могут предлагать родители).
Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.
Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей.
Практикум.
Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Этот вид используется на классном родительском собрании
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.
Открытые уроки.
Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.
Педагогическая дискуссия.
Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника.
Ролевые игры.
Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.
Индивидуальные тематические консультации.
Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Посещение семьи.
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
Учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе.
10.Выводы о проделанной на практике работе: (образец)
1. План работы выполнен.
2. Посетила 1 урок физической культуры, обучение грамоте – 5 уроков, математики – 5 уроков, окружающий мир – 1 урок.
3. Использовала методику диагностики детей готовности к обучению:
«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Методика предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний.
4. Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.
5. Проводила во время занятий физминутки «…..» , игры во время перемен «….».
6. Для меня были интересны все аспекты практики. Во время наблюдения за учителем и учениками открывается завеса тайны школьной жизни. Позиция ученицы на время меняется на позицию учителя – психолога. Я считаю, что 2 недели практики мало для получения полного комплекта знаний. После этих дней возникает на ряд больше вопросов.
7. Могу выделить, что за время практики было прочтено много учебной литературы по изучению детей поступающих в первый класс. На наглядном примере была возможность понаблюдать за детьми и применить методики диагностики готовности к обучению. Был некоторый страх перемены социальных ролей ученик – учитель, но по истечению практики он исчез.
8. Впечатления о практике остались хорошие. Очень понравилась преподавательница, как учитель и как человек. Она компетентна, добра и справедлива. Дети достаточно умны и общаются с учительницей спокойно и не конфликтно. Основная часть уже умела читать и считать, по - этому с ними не сложно было работать, с лёгкость вступают в контакт.
9. Родительское собрание провела бы …. .В работе с родителями использовала бы…..
10. Я полностью согласна с нынешним подходом обучения детей в первые школьные дни. Могу только добавить, что следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его стадию умственного развития. Можно даже мысленно разделить класс на группы, в зависимости от развития мышления. И работать с группами, чтобы более умные ученики не стояли на месте.
Примерная тематика творческих работ по итогам практики
1.Характеристика 7-летних детей (опыт педагогических зарисовок).
2.Моя подготовка к работе с первоклассниками (мысли, встречи, дела).
3.Наглядность на уроках первой недели.
4.Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.
5.Правила поведения детей в школе и работе над ними в первые дни.
6.Первое родительское собрание, особенности его проведения.
7.Подготовка учителя к работе с первоклассниками в первые дни.
8.Подготовка детей в детском саду к школе.
Пояснительная записка
Цель практики: обобщать и систематизировать теоретические знания, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик; познакомить студентов со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю его пребывания в школе.
Программа деятельности обучающихся:
1. Знакомство с порядком приема детей в школу и методикой комплектования первых классов.
2. Планирование работы учителя в 1-ую неделю.
3. Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя в 1-ый день (прием детей, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы).
4. Размещение детей в классе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
5. Содержание, организация и методика проведения уроков в 1-ые дни обучения детей.
6. Организация учебной деятельности детей (правила обращения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками, организация рабочего места).
7. Организация работы с родителями и проведение 1-ого родительского собрания.
8. Участие в проведении Дня Знаний.
9. Организация мероприятий (экскурсия по школе, прием и проводы детей домой, проведение перемен, физминуток).
10 Анализ учебных занятий (изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, подписывание тетрадей, прописей).
Исследовательская работа идет в направлении готовности ребенка к обучению в школе:
а) определение соматической готовности (рост, вес, уровень физического развития), изучение медицинской карты;
б) определение педагогической готовности (устный счет, навыки чтения, письма) через наблюдение, беседы с учителем, родителям, изучение тетрадей учащихся;
в) изучение психологической готовности (мотивация, эмоционально-волевая сфера, социальная зрелость) с помощью диагностических методик.
Отчетная документацияобучающихся:
1. Дневник педагогической практики (заполняется согласно тематическому плану)
Посещение и анализ дня знаний первоклассников.