Глава 8. Начальный этап понимания речи.

При полном отсутствии у ребенка экспрессивной речи необходимо развивать

у ребенка все средства общения, дающие ему возможность сообщить о своих

нуждах.

Основное внимание уделяется отработке возможности пользоваться

указательным жестом, утвердительными и отрицательными движениями

головы, использование естественных жестов, карточки.

Все навыки невербальной коммуникации отрабатываются в привычных

бытовых ситуациях.

Жизнь ребенка должна быть максимально четко организована.

Ребенок должен всегда четко представлять , что и где он должен делать, в

какой последовательности и как долго., то есть ориентироваться в настоящем

и знать, что будет дальше.

Все действия должны быть последовательными.

Они должны помочь ребенку переключаться с одного действия на другое.

Необходимо четкая функциональная организация жизненного пространства.

Само местонахождение ребенка определяет для него то, что он должен

сейчас делать.

Временную последовательность помогают распределить расписание.

Расписание на весь день, на неделю, на месяц, на год.

Последовательность происходящих событий и собственных действий

представляется ученику в той форме, в которой ему легче ее воспринять. Это

может быть слово или картинка.

Переход от одного действия к другому – убирается картинка, игрушка,

предмет, ставится крестик напротив пройденного пункта плана, и его

внимание переключается на следующий шаг.

Продуманная организация рабочего места активно формирует поведение

ученика.

Исключаются отвлекающие моменты.

Четко определяется объем и последовательность предъявления учебного

материала.

Перемещение выполненного задания справа налево и выведение сделанного

из зрительного поля позволяют ученику выполнять последовательно все

действия.

1.Понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно

значимые для него слова?

Путем наблюдения выясняется, что ребенок любит, что является для него

значимым.

В отсутствии значимого объекта в поле зрения ребенка произносят

высказывание, содержащее значимое слово.

Например : « Хочешь пить?» , « Пойдем смотреть телевизор», « Будем

играть».

Если поведение ребенка изменится видимым образом – он повернет голову в

сторону говорящего, подойдет к нему и т.п. – можно предположить, что

ребенок хотя бы частично понял высказывание.

Необходимо:

1. Предлагаемые объекты ( виды деятельности ) должны быть в наличии.

2. Реакция на понимание должна проводиться несколько раз в день ,3 – 5 раз,

( не подряд).

Слова, которые понимает Василиса.

Семья- мама, папа, Полина, баба, деда

Еда – чай, вода, каша, суп.

Одежда – трусы, кофта, платье, сапоги, куртка, шапка.

Животные - собака, кошка, корова, конь, коза.

Игрушки - машина, пирамида, юла, кубики

Части тела- рука, нога, голова, волосы, глаза, нос, рот, язык, губы, зубы,

уши.

Посуда – ложка, тарелка, кружка, чайник, кастрюля.

Мебель- стол, стул, кровать, диван.

Фрукты - яблоко, банан, апельсин.

Овощи - картошка, капуста, морковь.

3.Сначала у любого ребенка развивается ПОНИМАНИЕ речи и только

потом он овладевает активной речью.

Если сразу развивать активную речь, то результат будет нулевой.

4. Проверка выполнения ребенком словесных инструкций.

А). В контексте происходящего.

Ребенка просят сделать что – либо, связанное с тем, чем он занят в

настоящий момент.

Если он играет с игрушкой, можно сказать « Дай машину. Дай куклу».

Если он уронил игрушку, попросить ее поднять: « Подними».

Б). Вне контекста происходящего.

Просят ребенка выполнить поручение , не связанную с тем, чем он занят в

настоящий момент.

Например: « Иди сюда», « Дай кубик».

5.Как ребенок выражает свои требования или отказ.

Василиса была недовольна тем, что пришла на занятие с бабушкой. Она

стала плакать, громко, в голос, производила звук «И- и- и» . Бабушка

предложила ей чай. Василиса выпила чай и снова стала плакать и кричать,

выражая свое недовольство и протест. Занятие пришлось отменить. Бабушка

не проживает постоянно, а приехала в гости. У ребенка не сформирован

навык занятия с бабушкой.

6.Выполнение простых инструкций:

Цель: понимание бытовой речи.

А). « Дай ».

Если ребенок дает предмет, надо его похвалить.

Если не дает предмет, взрослый помогает ребенку взять предмет и хвалит

его.

После того, как ребенок дает чашку, можно переходить к другому предмету,

допустим кукле. Второй предмет должен отличаться о первого и по

внешнему виду ( цвету, форме, материалу) и по семантическому

содержанию.

Когда ребенок научился давать второй предмет в отсутствии первого, можно

переходить к обучению различать эти предметы.

Б). Обучению «Покажи» лучше начинать с картинок.

Картинки должны быть знакомыми. «Ложка, кубик».

В). Обучение выполнять простые движения.

«Встань - сядь – иди сюда».

«Подними».

«Положи».

«Похлопай».

«Включи свет».

Г). Обучение пониманию действий по картинкам, фотографиям.

«Мишка упал».

«Мама сидит».

«Папа ест»

«Полина спит».

Д). Обучение выражать согласие и несогласие.

Ребенку показывают предмет, который ему нравится и спрашивают : « Ты

хочешь?» И тут же подсказывают ответ (кивают головой и говорят «Да»).

Если ребенок «отвечает» правильно, ему дают то, что он хочет. Обучение

продолжают до тех пор, пока ребенок сам не будет выражать согласие.

Затем учат выражать несогласие.

Показывают что – то, что не нравится ребенку и задают вопрос: «Ты

хочешь?». Взрослый подсказывает ответ. Крутит отрицательно головой и

говорит: «Нет».

В некоторых случаях, если ребенок не возражает, можно дать попробовать

что-то невкусное, для того, чтобы он понял, что выражение несогласия

поможет ему избежать неприятного.

Наша речь является основой овладения родным языком. Научиться говорить

можно в процессе общения.

В начальном периоде обучения вам необходимо развивать у ребенка:

1.Активное внимание.

2.Умение вслушиваться в обращенную речь.

3.Понимание смысла вашей речи.

Надо учитывать, что понимание достигается в процессе живого общения.

На первых порах это могут быть различные поручения, приказания,

словесные инструкции, которые допускают ответ действием.

Например: на вашу просьбу дать игрушку, ребенок подает вам молча

игрушку. Или он приносит вам какую – либо вещь по вашей просьбе.

Однако развитие понимания еще не обеспечивает умения говорить.

Необходимо, чтобы различные формы обращений к ребенку, просьбы,

поручения, помогали не только в развитии понимания, но и воспитывали у

него потребность в речи, чтобы ребенку захотелось общаться, захотелось

говорить.

Если не произойдет потребности в речи, то навык ответа действием будет

тормозить речь.

Надо учить ребенка умению отвечать на вопрос. Вопросы должны касаться

тех предметов, явлений, сведений, которые ребенок имеет в своем опыте.

Вопрос должен направлять внимание ребенка на тот признак предмета,

явления, который он должен выделить и осознать. Формулировать вопрос

нужно таким образом, чтобы он был понятен ребенку. Если ребенок не

понимает слова, которые входят в вопрос, то надо заменить их теми словами,

которые понятны для ребенка.

Вы можете рассматривать картинки, на которых изображены животные и

только после этого задаете вопрос: «Сколько лап у кошки и собаки?» Так

ребенок усваивает, что у животных четыре лапы. Происходит обобщение.

Для активизации мышления я часто задаю вопросы: «Что растет на голове у

коровы?», «Есть рога у лошади?», « Есть у меня хвостик, как у кошки?», «У

козы копыта, у кошки когти, а у нас что? – Ногти».

Диалог – это одно из самых доступных средств обучения детей речи.

Построение диалога может включать следующие вопросы:

1.Кто?

2.Что делает?

3.Что ты делаешь?

4.Куда?

5.Откуда?

6.Кому?

7.Кого?

8.Какой?

9.Какая?

10.Сколько?

11.Почему?

12.Зачем?

Для обогащения жизненного опыта ребенка чаще ходите с ним на экскурсии

в зоопарк, по городу, в дендрарий. Эти экскурсии знакомят ребенка с

природой, трудом людей, некоторыми явлениями общественной жизни. Дети

любят наблюдать за работой строительного крана, трактора.

Но надо учитывать, что обилие впечатлений рассеивает внимание ребенка.

Часто он не может сосредоточиться, все смешивает.

Вопросы, которые задаются во время экскурсии, должны способствовать

осмыслению наблюдаемого объекта, явления, направлять внимание ребенка

на выделение его характерных признаков.

Когда вы гуляете в парке, обратите внимание ребенка на дерево. Назовите

его – «Это береза». Покажите и потрогайте ствол, ветки, листья, кору.

Расскажите, что из бересты делают туески, что березовый сок вкусный и

полезный, рассмотрите муравьев, которые ползут по стволу. Вы можете

наблюдать за этим деревом круглый год. Так ребенок поймет смену времен

года, он увидит и запомнит, что весной почки набухают и появляются первые

листочки, а осенью листья меняют окраску и опадают. После экскурсий

полезно зарисовать все в альбоме.

Транспорт вы можете изучать с ребенком постепенно. В один из дней

прокатитесь на трамвае, в другой – на автобусе или троллейбусе.

Обратите внимание ребенка, что автобус едет по дороге, а трамвай по

рельсам. У автобуса в баке бензин, а трамвай движется от электричества.

Сходите с ребенком на вокзал и в аэропорт. Посмотрите кассы, где продают

билеты. Если вы живете в портовом городе, побывайте на морском вокзале.

Помните слова песни? « Как провожают пароходы? Совсем не так, как

поезда. Морские медленные воды, не то, что рельсы в два ряда».

Расскажите, что самолеты ведут пилоты, поезда – машинисты, а теплоходы -

капитаны. Нарисуйте самолет, проговорите слова – «Шасси, иллюминатор,

трап, стюардесса».

Каждую экскурсию может быть незабываемой и интересной, полной

впечатлений и положительных эмоций.

Дома, прививая детям санитарно – гигиенические навыки, а также навыки

элементарного бытового труда, активизируйте их речь, побуждайте к

речевому общению.

Следите за тем, чтобы ребенок выражал свою просьбу словами, а не

жестами, помогайте ему при затруднениях.

Показывая отдельные приемы работ, поясняйте названия действий, чтобы

ребенок понимал значение слова.

Например: «Налей воды в тазик. Не пролей воду. Посмотри, ты пролил воду.

Возьми тряпку и вытри».

В обучении связной речи может быть использована работа с картинками.

Для начала надо брать картины, простые по композиции, с ограниченным

количеством действующих лиц. Это могут быть изображения домашних

животных, которые знакомы ребенку, либо отдельные моменты жизни.

Подходят картинки ,на которых крупным планом изображены какие-то

предметы . В картине должен быть несложный сюжет, с признаками

действия.

Важно научить ребенка рассматривать и понимать содержание картины.

Глава 9. Саша.

Первый раз Саша с мамой пришли ко мне три месяца назад.

Саша кусала себя за руки, била рукой по правому уху.

Я предложила проверить девочке слух и снять аудиограмму. Слух у девочки

оказался снижен. Ей подобрали слуховые аппараты на оба уха.

Во время занятий у девочки изменилось поведение. Она охотно делала

логоритмику, улыбалась. За две недели я рассказала маме, как нужно

заниматься дома с Сашей. Мама оказалась очень старательная. Она

занималась с Сашей дома каждый день, сумела изменить отношение

родственников к Саше.

Через три месяца мама с Сашей вновь приехали на занятия. Саша изменилась

в лучшую сторону. Она стала произносить слоги, слова. На занятии она

очень четко произнесла слово «упал». С большим интересом слушала

стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» и рассматривала

картинки. Мама очень удивилась , ей казалось, что Саше будет все это не

интересно, что для девочки это очень сложное занятие. Уважаемые

родители, не занижайте способности своих детей.

Мы примеряли шляпы, шарфы, на руки одевали браслеты. Мама была

поражена, глядя на Сашу. А Саша с радостью смотрела на себя в зеркало и

трогала свои наряды, при этом сама говорила слоги, буквы, которые мы

повторяли на уроке.

Мама призналась, что не ожидала от дочери такой реакции на наряды и

украшения.

Я объяснила маме, что занятия развивают девочку, у нее просыпается

осознание самой себя.

Сегодня мама рассказала, что Саша вечером перебирала буквы, нашла букву

«А» и проговорила громко «А».

Саша любит слушать музыкальные стишки, она очень радуется, крутит

головой, смеется, услышав знакомую мелодию. Мама удивляется, что за

короткий отрезок времени изменилось поведение дочери, у неё проснулся

интерес к занятиям. Саша внимательно слушает наш разговор с мамой, берет

зеркало, и глядя в него, начинает произносить слоги, петь гласные, делать

упражнения для языка. Потом она берет меня за руки и протягивает их к

своим ногам, чтобы я говорила стихи и в ритм топала ее ногами.

Иногда она прикладывает свою руку к моему горлу и замирает, чувствуя

вибрацию. Голос у Саши звонкий, она модулирует им, повторяя интонации.

Вот выдержки из дневника Сашиной мамы:

«Тяжелые роды и не квалифицированность врачей

разделили мою жизнь на «до» и «после». Пять лет я

мыкалась по кабинетам поликлиник нашего города,

переходя от одного врача к другому, узнавая все

новые и новые «диагнозы» своей дочери. Иногда эти

«диагнозы» и лечение противоречили друг другу. Из -

за моей неопытности и противоречивых советов

неврологов, педиатров я потеряла много времени.

В пять лет моя дочь Александра по развитию

соответствовала 9 месячному ребенку. Мы умели

сидеть и ползать, гулить неосмысленно,

кратковременно фиксировать взгляд на предметах,

обращать внимание на речь мамы и все.

Я сейчас поняла свою ошибку. Ведь я занималась с

ребенком только физическим развитием. Мы делали

ЛФК, массаж, зарядку, ходили в бассейн, много

гуляли и ВСЕ ЭТО ДЕЛАЛИ МОЛЧА. Я думала, что

здоровое питание и физическое развитие потянет за

собой интеллектуальное развитие, но так не

получилось.

Я стала носить Сашу на занятия к логопеду,

психологу, дефектологу, но сама дома не занималась,

потому что никто не говорил, как надо заниматься, и

опять потеряла два года.

Но вот мы попали на курс интенсивной реабилитации

к замечательному доктору и человеку - Качесову В.А.

Разблокировка позвоночника, и жесткий массаж

дали толчок - как в физическом, так и умственном

развитии. Саша села уже более уверенно с ровной

спиной, а не круглой, как это было, ползать стала

правильно – переставляя ноги поочередно, а не две

вместе - как было раньше, руки стали цепкие,

снизился тонус в ногах, она опустилась на пятки,

развернулись колени. За две недели моя девочка

научилась подниматься по шведской лестнице вверх

и висеть на турнике, подтягиваться 3 раза. Мы

отказались от медикаментов, и развитие дочери

пошло с ускоренной силой.

Мне очень повезло, хоть в 7 лет, но мы встретили

хорошего дефектолога. Меня научили заниматься с

ребенком, подробно описав схему занятия. Мое

отношение к дочери в корне изменилось. Мы делали

пальчиковую гимнастику, фонетическую ритмику,

логоритмику. Отбивали ритм, читали стихи, изучали

буквы и слоги. Мы собирали лото и пели караоке.

Учились лепить, рисовать, конструировать.

Различные обучающие компьютерные игры делали

наши занятия интересными и полезными для

ребенка. Заниматься пришлось очень много.

В результате за три месяца занятий Саша стала

говорить многие буквы, повторять слоги, слова,

выучила почти все стихотворения, которые я ей

читала. Она сама отбивала руками ритм, стала

внимательной, изменился взгляд, стала контактной,

заигрывает с детьми. Появилось любопытство и

интерес. Стала скучать по занятиям. Стала

обижаться, плакать – раньше была только

аутоагрессия, когда моя дочь кусала себе руки,

билась головой.

Пройдя реабилитацию, моя дочь изменилась.

Но когда мы вернулись домой, мне пришлось очень

много времени потратить на то, чтобы изменить

отношение родных к моей девочке.

Я потратила много сил, разъясняя, что мой ребенок

не бездумное, ничего не понимающее существо. Она

такой же ребёнок, как и другие дети, со своим

характером, желаниями и потребностями.

Я была поражена, когда Саша внимательно слушала

на занятии Тамару Николаевну, которая читала ей

сказку А.С.Пушкина. Еще больше я поразилась, когда

перед зеркалом моя дочь кокетливо примеряла

украшения. Я поняла, что она девочка, которой

нравится быть красиво причесанной, красиво одетой.

Я другими глазами увидела своего ребенка.

Я поняла, что способности моего ребенка еще

раскрыты не полностью. Теперь я точно знаю, что

очень многое зависит от мамы. Занятия мамы – это

весь день общения, обучения в игровой форме,

проговаривание действий, мыслей, предметов

окружающего мира. Я поняла, что потеряла очень

много времени, нужно было заниматься

систематически, каждый день. Я жалела о каждом

пропущенном дне без занятий, потому что все

окружающие, и я в том числе, считали, что дочь мала

и ничего не поймет, рано еще заниматься. Но теперь

я знаю, что все занятия идут в «системе», то есть

каждый день, несколько раз в день, плюс

воскресенье - выходной для ребенка, а не для мамы.

Воскресенье должно быть как поощрение за занятия

– то есть хорошо проведенный досуг.

Я уверена, что моя дочь научится говорить, понимать,

видеть окружающий мир.

Мы с дочерью ходим в органный зал и слушаем

музыку. Ведь через музыку можно достучаться до

ребенка, вытащить его из своего «кокона», в который

он погружается, защищаясь от внешнего

агрессивного мира.

У меня были приступы отчаяния, мне казалось, что

все не имеет смысла. Но когда я увидела впервые

результаты занятий и у доктора, и у дефектолога,

радости моей не было предела.

Я увидела благодарные глаза своей дочери, которая

расцвела, похорошела, стала превращаться из

«гадкого утенка» в «прекрасного лебедя».

Конечно, у нас еще куча проблем, и все еще не

решено, но начало положено, теперь главное не

сойти с «дистанции» и правильно рассчитать силы,

время и возможности, чтобы их хватило до

«финиша».

Я уверена, что у Саши все получится, потому что у нее замечательная мама.

Дорогие мамы, папы, развивайте способности своих детей и у вас тоже все

получится.

Глава 10. Рекомендации родителям.

1. Начинать занятие с ребенком следует в позитивном состоянии. Основная

трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Расположитесь на

диване, на ковре, совсем не обязательно сидеть за столом.

Не владея речью, дети считывают по вашей позе, мимике, ваше настроение.

И если вы болеете, заняты и у вас нет желания заниматься, не занимайтесь.

2.Обращать внимание надо на то, что получается хорошо, а не на то, что не

получается.

3. Обязательно хвалите ребенка и себя за все успехи. Похвала ободряет

ребенка, вселяет в него чувство уверенности, желание продолжать занятие.

4. Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более

простого задания, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам

быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном настроении.

5. Заканчивайте занятие тогда, когда вам хотелось бы еще продолжить

заниматься. В этом случае у ребенка остается желание заниматься в

следующий раз.

6. Занимайтесь с ребенком каждый день. Длительность занятия без перерыва

не должна превышать 20 минут.

7. Занятия можно проводить в игровой форме. Вы можете проводить

обучение весь день, играя, объясняя и рассказывая.

8. Лучшее время для занятий – утром после завтрака и во второй половине

дня после сна.

9. Отложите занятие, если ребенок болен.

10. Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень

обучения.

Получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П»

параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по

теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».

11. Пользуйтесь наглядным материалом. Детям легче воспринимать слова с

изображением. При изучении темы « Овощи» покажите свежие овощи. При

изучении животных сходите с ребенком в зоопарк.

12.Приобретенные навыки ребенка используйте на практике. Ободряйте его,

подсказывайте, поддерживайте.

13.Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит

выражение вашего лица, глаз, движения губ. Иногда во время занятий дети

наклонялись и заглядывали в рот к родителям, кто-то пытался схватить рукой

язык. Наблюдая за вами, ребенок запоминает все ваши движения. И потом

воспроизводит их. Сначала он молча смотрит, потом его губы начнут

непроизвольно подергиваться, он открывает рот и беззвучно произносит

какой –то звук за вами, и это уже успех.

14.В конце занятия направьте фокус внимания на то, чему научился ваш

ребенок. Очень часто родители при достижении цели обращают внимание на

то, что было не так, что еще не получилось.

15.Заведите тетрадь, каждый день записывайте результаты занятий. Вам

будет легче составить план следующего занятия, учитывая трудности и

успехи. Вы будете видеть, как продвигаются ваши занятия, что усвоил

ребенок, и за какой период времени это произошло.

Заключение.

Перед нами находится особенный ребенок. Наша задача помочь ему войти в

творческую фазу жизни и развития личности. Нужно объяснить ему, что все

неприятности остались в прошлом. Образы, ощущения, вкусы, запахи

перемещаются из прошлого в настоящее только в представлениях ребенка.

Если его обижали – это осталось в памяти, в прошлом. Но сейчас его любят,

заботятся о нем. Он умный, может хорошо учиться, может правильно

говорить, кушать аккуратно.

«Когда ты был маленький, плохо умывался, мы помогали тебе. Сейчас ты

вырос большой, ты молодец, умываешься сам, ты чистый. Мы рады».

Необходимо создать условия, чтобы ребенок перешел в своей жизни к новым

переживаниям, более творческим и удовлетворительным, не обремененным

его личной историей.

Какие условия? – Виды деятельности, которые приносят ему моральное

удовлетворение, где он чувствует свою значимость.

Где может чувствовать свою значимость ребенок с ограниченными

возможностями? – Дома, в семье, среди родных, среди сверстников.

Автор желает всем родителям терпения, мудрости, успехов в воспитании

неповторимого, любимого, особенного ребенка.

Список литературы.

1.Е.С.Анищенкова « Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников: пособие для родителей и педагогов» - М.: АСТ : Астрель;

Владимир, ВКТ, 2009.

2.О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг, И.А.Костин, М.Ю.

Веденина, А.В. Аршатский, О.С.Аршатский «Дети и подростки с аутизмом» -

Теревинф Москва 2008.

3.Сара Ньюмен « Игры и занятия с особым ребенком» - М.:Теревинф, 2007

4.Корней Чуковский «От двух до пяти» - Минск, 1959

5.Диана Балыко « НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания

подростка» -М:, Эксмо, 2009

6.Т.А Куликовская «Речеслуховая гимнастика для развития речи

дошкольников : пособие для родителей и педагогов» - М.: АСТ : Астрель

7. В. А. Качесов « Основы интенсивной самореабилитации» - М.,

Издательская группа « БДЦ – Пресс», 2007

8.Е.К. Щербакова «Шипящие звуки. Дидактические материалы по

исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей »-

Ярославль: Академия развития, 2006.__

Наши рекомендации