Отклонения в развитии речи у особенных детей

Уособенных детей наблюдаются различные формы нарушений,связанные с врожденными или приобретенными заболеваниями.

1. С первых дней жизни до месяца особенные дети чаще всего находятся в отделении патологии новорожденных. На этот период они лишены общения с мамой, не слышат ее голоса, не чувствуют ее рук, дыхания, запаха. Вместо материнской груди особенный ребенок сосет соску, которая холодная и пахнет не мамой. Возникает дефицит любви, комфорта, питания. Контактный комфорт — это приятные и успокаивающие ощущения, которые испытывают дети, когда прикасаются к матери. Спустя всего несколько часов после рождения дети предпочитают видеть лицо своей матери, а не незнакомое лицо врача в маске.

Например, недоношенным детям очень полезны ласковые касания и массаж. Прикосновение — эффективный способ привлечь внимание и вызвать положительные эмоции почти у всех детей. При задержке развития, если ребенок не смотрит на родителей, это воспринимается как отказ от общения. В результате ребенка реже берут на руки, меньше взаимодействуют с ним. Он недополучает ручного, телесного контакта на всех уровнях общения. Возникает агрессия, которая спонтанно проявляется во время занятий. Например, ребенок может сорвать очки с лица педагога, пытается ударить по лицу.

2. Как правило, после выписки домой особенные дети принимают различные лекарства, оказывающие тормозящее действие на развитие нервной системы. Они вялы, апатичны, сонливы. Восприятие окружающего мира происходит в искаженном виде. Голоса родных доносятся издалека. Голоса мамы, папы и других родных несут встревоженную интонацию, которую ребенок чувствует и соответственно реагирует. Тревога родителей передается ребенку. Он становится нервным, возбудимым, раздражительным.

4. Вся жизнь в течение первого года у особенного ребенка, в отличие от жизни обычного ребенка, состоит из различных массажей, упражнений ЛФК, периодических госпитализаций в различные больницы. А в этот период материнское тепло или холодность, расслабленность или напряжение, одобрение или отвержение гораздо более важны для ребенка, чем выбор груди или бутылочки.

5. У особенных детей имеются искажения различных видов чувствительности: нарушение обоняния, слуха, зрения, чувствительности кожных покровов к разным температурам воздуха и воды.

6. Особенные дети испытывают недостаток общения с родителями. Их речь задерживается в своем развитии. Часто они не проходят этапы гуления, лепетной речи, не повторяют по подражанию звуки за родителями. Их внимание рассеянное, взгляд скользит по предметам, не задерживаясь на них. Дети не смотрят в глаза родителям, не смотрят на себя в зеркало.

7. Речь особенных детей полна аграмматизмов, слова искажаются, заменяются слоги, пропускаются буквы. Словарный запас бедный, недостаточен для выражения мыслей. Нарушается темп и ритм. Речь монотонна, невыразительна. Ошибки произношения переносятся в письменную речь.

8. Родители особенного ребенка большую часть времени посвящают его ЛЕЧЕНИЮ и меньшую часть времени —ОБУЧЕНИЮ. Всеэти факторы, помимо врожденного дефекта, влияют на развитие особенного ребенка, формируют своеобразные ответные реакции на раздражители внешней среды. Основная реакция особенных детей — тревожность, страх. Они рассеянны, часто не могут фиксировать взгляд на предметах. Они стремятся избегать контакта с чужими людьми, вырываются, кричат, плачут, прячутся у мамы на ручках. В медицинской практике такую мозаичность ответных реакций (синдромокомплекс) называют задержкой психомоторного и речевого развития.

Вспоминаю то время, когда сын потерял слух. Он лежал один в больнице, меня к нему не пускали. Я не находила себе места, моя тревога передавалась ему. Когда я приносила передачи, он плакал и просился ко мне. После выписки он показывал руки со следами уколов, прижимался ко мне, заглядывал в глаза, как бы прося защиты и помощи. Сердце разрывалось на части, в голове крутились мысли о том, как жить дальше, что делать, с чего начинать, как помочь сыну, какой будет его дальнейшая жизнь. После внезапной потери слуха сын испытал физическое состояние «оглушенности», вызванное внезапностью перехода из мира звуков в полнейшую тишину. Он не понимал, что говорят вокруг, и у него возникало ощущение изолированности и одиночества. Если кто-то обращался к нему с вопросом, он отворачивался или опускал голову. Сама речь после утраты слуха изменилась не сразу. Она совершила движение вспять: сначала исчезли глаголы, затем названия предметов. Ослабли и исчезли безударные гласные звуки, конец и начало слова. Изменился голос, нарушилась громкость голоса, речь стала монотонной, снизилась внятность речи. Речь моего сына из звонкой, прекрасной детской речи с ее рассуждениями и новыми словами превратилась в смазанную, нечеткую, непонятную, невнятную. В младшем возрасте, не понимая речи окружающих, он отказывался общаться, молчал. Становясь старше, отворачивался, отводил взгляд, если задавали вопрос, особенно в транспорте Изменился характер — из веселого, озорного он стал замкнутым, молчаливым. Но дома и среди одноклассников он всегда был душой компании, веселый, смешливый. Мы занимались дома, разговаривали, читали, считали. У сына была развита потребность в речи. Ему хотелось говорить обо всем. Занимаясь своим особенным ребенком, я сделала для себя вывод: основная задача родителей состоит в формировании и поддержании потребности говорить у особенного ребенка.



Наши рекомендации