По разделам и формам организации обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педагогической деятельности»
КВАЛИФИКАЦИЯ - магистр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА ____2017____ г.
КУРС___1____ СЕМЕСТР ____1___
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ __1____
КОРЕКВИЗИТЫ - Педагогическая практика
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ __16___ час.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА __16__ час.
ИТОГО __32__ час.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ____очная___
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ______ каф. ИПед, __
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИПед Чучалин А.И.
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Беломестнова Э.Н.
2016г.
1. Цели и задачи учебной дисциплины.
Учебный курс «Основы педагогической деятельности» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО подготовки магистров, определяющими характер задач педагогической деятельности выпускников магистратуры.
Обобщённая цель дисциплины - развитие у магистрантов комплекса компетенций:
1. универсальных - эффективная коммуникация, творческая командная работа, лидерство, способность к самообучению, личностному совершенствованию и др.),
2. профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих готовность выпускников магистратуры к решению задач научно-педагогической деятельности в области профессионального образования.
В соответствии с ФГОС ВО подготовки магистров выпускники магистратуры должны быть подготовлены к педагогической деятельности. Общий перечень профессионо-педагогических компетенций включает:
• способность планировать и проводить учебные занятия,
• способность осуществлять постановку новых и модернизацию отдельных лабораторных работ и практикумов,
• способность организовывать работу по повышению квалификации научно- технических знаний работников,
• способность применять новые образовательные технологии, включая технологии дистанционного обучения,
• способность к учебно-методической работе,
• способность участвовать в разработке программ и методического обеспечения учебных дисциплин и др.
Конкретные цели и задачи дисциплины определяются требованиями ФГОС ВО и документами ООП соответствующего направления подготовки к профессионально-педагогической деятельности выпускника магистратуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Основы педагогической деятельности» базируется на знаниях, умениях и опыте учебной деятельности (поисково-исследовательской, командной и проектной), приобретёнными магистрантами в процессе освоения программ бакалавриата.
Дисциплина является теоретической базой и кореквизитом научно-педагогической практики магистрантов. Содержание разделов дисциплины согласовано с факультативным модулем «Преподаватель высшей школы».
3. Результаты освоения дисциплины.
Планируемые результаты освоения дисциплины представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты | |
Магистранты будут знать: | |
РД1 | · основные понятия и категории педагогики,структуру и виды педагогической деятельности, |
РД2 | · особенности реализации педагогического процесса; |
РД3 | · критерии и показатели педагогической культуры преподавателя, |
РД4 | · структуру конструктивно-прогностической, организационной и оценочной деятельности преподавателя, |
РД5 | · современные подходы к анализу и моделированию учебных занятий и планированию СРС, |
РД6 | · закономерности усвоения знаний и способов деятельности, |
РД7 | · структурно-композиционную модель учебного занятия, |
РД8 | · особенности конструирования заданий в тестовой форме. |
уметь: | |
РД9 | · определять компетентностно-ориентированные целевые установки учебного занятия и планировать результаты обучения, |
РД10 | · выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие достижение запланированных результатов, |
РД11 | · планировать продуктивную познавательную деятельность студентов на занятиях, |
РД12 | · использовать интерактивные методики при создании сценария учебного занятия, |
владеть: | |
РД13 | · опытом конструирования сценария интерактивного учебного занятия, ориентированного на использование электронных средств обучения, |
РД14 | · приемами составления задач, заданий, упражнений, обеспечивающих достижение запланированных результатов обучения, |
РД15 | · опытом разработки диагностических материалов для оценки достигнутых результатов обучения, |
РД16 | · опытом самооценки и взаимооценки проекта сценария учебного занятия. |
4. Структура и содержание дисциплины
Таблица 2
Структура дисциплины
Деятельность преподавателя
Опережающая самостоятельная работа.Работа с кейсом «Планирование результатов обучения». Подготовка памятки.
Лекция. Теория и практика обучения. Законы, принципы и правила, определяющие эффективность процесса обучения. Объекты педагогического проектирования и типы педагогических проектов. Творческая деятельность педагога. Проектирование учебной деятельности (2 часа).
Практическое занятие.Цели обучения – системообразующий компонент учебного процесса. Закономерности усвоения знаний и способов деятельности. Уровни усвоения. Декомпозиция целей и планирование результатов обучения. Таксономии целей. Конструирование учебного занятия: постановка целей.
Модуль 3. Комплексная обучающая деятельность
(организаторская, коммуникативно-мотивирующая и информационная).
Опережающая самостоятельная работа.Работа с кейсом«Репродуктивные и продуктивные методы обучения».
Лекция.Педагогические технологии. Формы, методы и средства обучения. Эффективность методов обучения. Современные технологии электронного и дистанционного обучения. Функции преподавателя в современной информационно-образовательной среде. (2 часа)
Практическое занятие.Анализ и моделирование учебных занятий. Структурно-композиционная модель учебного занятия. Конструированиеинтерактивного/мультимедийного учебного занятия.Выбор методов и средств обучения, обеспечивающих достижение целей занятия. Подготовкадидактических материалов.Формирование банка электронных ресурсов для учебного занятия и самостоятельной работы.(2 часа)
Модуль4. Оценочно-корректировочная деятельность педагога
Опережающая самостоятельная работа. «Теория педагогических измерений. Базовые понятия».
Лекция. Оценка как элемент управления качеством образования. Связь оценки и самооценки. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг; накопительное оценивание). (2 часа)
Практическое занятие.Конструирование учебного занятия:разработка диагностических материалов для оценки достигнутых результатов обучения. (2 часа)
4.2 Распределение планируемых результатов обучения
по разделам дисциплины
Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения представлено в таблице 3.
Таблица 3
№ | Планируемые результаты | 1.Педагогическая деятельность | 2. Педагогика и дидактика | 3. Педагогические технологии | 4.Оценочно-корректировочная деятельность педагога | Зачет |
Магистранты будут знать: | ||||||
1. | РД1 | * | ||||
2. | РД2 | * | ||||
3. | РД3 | * | ||||
4. | РД4 | * | ||||
5. | РД5 | * | ||||
6. | РД6 | * | ||||
7. | РД7 | * | ||||
8. | РД8 | * | ||||
Магистранты будут уметь: | ||||||
9. | РД9 | * | * | |||
10. | РД10 | * | * | |||
11. | РД11 | * | ||||
12. | РД12 | * | ||||
Магистранты будут владеть опытом: | ||||||
13. | РД13 | * | * | |||
14. | РД14 | * | ||||
15. | РД15 | * | ||||
16. | РД16 | * | * |
Образовательные технологии
Образовательные технологии, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения дисциплины, ориентированы на использование широкого спектра методов обучения.
Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражена в матрице (см. табл. 4).
Таблица 4
Методы и формы организации обучения (ФОО)
ФОО Методы | Лекции | Лаб. работы | СРС | Зачёт |
IT-методы | * | * | * | |
Работа в команде | * | * | ||
Case-studi | * | * | ||
Методы проблемного изложения. | * | |||
Обучение на основе опыта | * | * | ||
Опережающая самостоятельная работа | * | * | * | |
Проектный метод | * | * | ||
Поисковый метод | * | * | * | * |
6. Организация и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы слушателей (СРС)
6.1. Виды и формы самостоятельной работы.
Самостоятельная работа слушателей, включает текущую и творческую деятельность слушателей.
Текущая СРС по курсу направлена на формирование базы знаний, необходимых для решения ряда задач педагогической деятельности и предусматривает
· работу с лекционным материалом, поиск и анализ дополнительных источников информации,
· опережающую самостоятельную работу с кейсами: «Планирование результатов обучения», «Репродуктивные и продуктивные методы обучения»,«Теория педагогических измерений. Базовые понятия».
Творческаяпроблемно-ориентированная самостоятельная работа.
Программа творческой самостоятельной работы слушателей предусматривает подготовку педагогического проекта процессуального уровня: сценария проблемно-ориентированного (интерактивного/ мультимедийного) учебного занятия.
Предусмотрена организация командной работы над педагогическим проектом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педагогической деятельности»
КВАЛИФИКАЦИЯ - магистр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА ____2017____ г.
КУРС___1____ СЕМЕСТР ____1___
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ __1____
КОРЕКВИЗИТЫ - Педагогическая практика
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ __16___ час.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА __16__ час.
ИТОГО __32__ час.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ____очная___
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ______ каф. ИПед, __
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИПед Чучалин А.И.
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Беломестнова Э.Н.
2016г.
1. Цели и задачи учебной дисциплины.
Учебный курс «Основы педагогической деятельности» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО подготовки магистров, определяющими характер задач педагогической деятельности выпускников магистратуры.
Обобщённая цель дисциплины - развитие у магистрантов комплекса компетенций:
1. универсальных - эффективная коммуникация, творческая командная работа, лидерство, способность к самообучению, личностному совершенствованию и др.),
2. профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих готовность выпускников магистратуры к решению задач научно-педагогической деятельности в области профессионального образования.
В соответствии с ФГОС ВО подготовки магистров выпускники магистратуры должны быть подготовлены к педагогической деятельности. Общий перечень профессионо-педагогических компетенций включает:
• способность планировать и проводить учебные занятия,
• способность осуществлять постановку новых и модернизацию отдельных лабораторных работ и практикумов,
• способность организовывать работу по повышению квалификации научно- технических знаний работников,
• способность применять новые образовательные технологии, включая технологии дистанционного обучения,
• способность к учебно-методической работе,
• способность участвовать в разработке программ и методического обеспечения учебных дисциплин и др.
Конкретные цели и задачи дисциплины определяются требованиями ФГОС ВО и документами ООП соответствующего направления подготовки к профессионально-педагогической деятельности выпускника магистратуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Основы педагогической деятельности» базируется на знаниях, умениях и опыте учебной деятельности (поисково-исследовательской, командной и проектной), приобретёнными магистрантами в процессе освоения программ бакалавриата.
Дисциплина является теоретической базой и кореквизитом научно-педагогической практики магистрантов. Содержание разделов дисциплины согласовано с факультативным модулем «Преподаватель высшей школы».
3. Результаты освоения дисциплины.
Планируемые результаты освоения дисциплины представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты | |
Магистранты будут знать: | |
РД1 | · основные понятия и категории педагогики,структуру и виды педагогической деятельности, |
РД2 | · особенности реализации педагогического процесса; |
РД3 | · критерии и показатели педагогической культуры преподавателя, |
РД4 | · структуру конструктивно-прогностической, организационной и оценочной деятельности преподавателя, |
РД5 | · современные подходы к анализу и моделированию учебных занятий и планированию СРС, |
РД6 | · закономерности усвоения знаний и способов деятельности, |
РД7 | · структурно-композиционную модель учебного занятия, |
РД8 | · особенности конструирования заданий в тестовой форме. |
уметь: | |
РД9 | · определять компетентностно-ориентированные целевые установки учебного занятия и планировать результаты обучения, |
РД10 | · выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие достижение запланированных результатов, |
РД11 | · планировать продуктивную познавательную деятельность студентов на занятиях, |
РД12 | · использовать интерактивные методики при создании сценария учебного занятия, |
владеть: | |
РД13 | · опытом конструирования сценария интерактивного учебного занятия, ориентированного на использование электронных средств обучения, |
РД14 | · приемами составления задач, заданий, упражнений, обеспечивающих достижение запланированных результатов обучения, |
РД15 | · опытом разработки диагностических материалов для оценки достигнутых результатов обучения, |
РД16 | · опытом самооценки и взаимооценки проекта сценария учебного занятия. |
4. Структура и содержание дисциплины
Таблица 2
Структура дисциплины
по разделам и формам организации обучения
Название модулей | Лекция | Практ. занятия | СРС (час) | Итого |
Модуль 1. Теория педагогической деятельности. 1. Основные понятия и категории педагогики. Сущность,структура и виды педагогической деятельности.Научные и практические задачи педагогической деятельности. 2. Педагогический профессионализм.Педагогическое мастерство преподавателя. Саморазвитие педагога. | ||||
Модуль 2.Проектно-конструкторская и исследовательская деятельность преподавателя. 1. Теория и практика обучения. 2. Цели обучения – системообразующий компонент учебного процесса. Закономерности усвоения знаний и способов деятельности. | ||||
Модуль 3. Комплексная обучающая деятельность(организаторская, коммуникативно-мотивирующая и информационная). 1.Современные педагогические технологии. Формы, методы и средства обучения. Принципы моделирования учебных занятий. 2.Конструированиеинтерактивного/ мультимедийного учебного занятия.Выбор методов и средств обучения, обеспечивающих достижение целей занятия. | ||||
Модуль4. Оценочно-корректировочная деятельность педагога. 1. Оценка как элемент управления качеством образования. Связь оценки и самооценки. Традиционные и современные средства оценки 2.Конструирование учебного занятия:разработка диагностических материалов для оценки достигнутых результатов обучения. | ||||
5. Презентация портфолио(зачётной работы). | ||||
Итого |
4.1 Содержание разделов дисциплины