Игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям
С дошкольниками с ДЦП необходимо использовать коррекционно-развивающие игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям. В их основе лежит методика М. Монтессори. С помощью этих игр у детей вырабатывается точность движения, ритмичность, память, внимание, развивается мелкая мускулатура кистей рук, сосредоточенность, стимулируется воображение, развивается самостоятельность и активность:
· застегнуть пуговицу, молнию;
· открывать и закрывать замки и краны;
· завязать шнурки;
· перелить воду из одного стакана в другой;
· заплести косичку;
· расчесаться;
· протереть пыль;
· помести веником;
· нанизать колечки, крючочки, прищепки;
· смотать ленту, тесьму, нитки;
· разрезать ножницами;
· переложить или пересортировать бусинки (горох, фасоль);
· выложить кусочки материи (по цвету, величине, форме).
Игры-шнуровки
Сложным заданием для детей с церебральным параличом являются игры-шнуровки. Вначале необходимо детей познакомить со всеми предметами; показать, как нужно просунуть шнурок в отверстие, как сделать стежок, как вынуть шнурок из отверстия. Отверстия должны быть большими, а кончики шнурка плотными.
Шнуровка способствует развитию у ребенка мелкой моторики руки, уточнения движения пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. В этих играх особое место отводится развитию творческих способностей ребенка.
Шнуровка знакомит ребенка со следующими понятиями:
- величина (размер, длина, высота, толщина);
- количество и счет (количественные и порядковые числительные, числовой ряд);
- состав числа (от 2 до 10);
- шнуровка (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- описание предметов, антонимы.
Ребенок научится:
o распределять фигурки по соответствующим ячейкам;
o обводить контуры (с помощью вкладышей Монтессори);
o использовать воображение (дорисовка необходимых деталей, создание своих образов);
o ориентироваться на плоскости листа (определение местоположения предмета, определения предмета по описанию его расположения);
o конструировать (составление фигурок из нескольких деталей);
o «работать» с цветом (чередование цветов, насыщенность, получение цвета).
Игры-мозаики
Игры-мозаики, изготовленные из разного материала, развивают внимание, память и мышление ребенка, способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. С помощью этих игр можно провести интересные соревнования, конкурсы. Игры-мозаики можно проводить под спокойную мелодичную музыку.
Помимо этого дошкольникам с ДЦП можно предложить манипуляции с художественными рамками, трафаретами. Это не только развивает мелкую моторику, но также память, внимание, речь, оптико-пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, обводить вкладыши по контуру, раскрашивать полученную фигуру, умение придумывать рассказы. В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложные задания на несколько простых.
Игры и упражнения, связанные с определением цвета и формы
Важная роль в развитии познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП принадлежит играм и упражнениям, связанным с определением цвета и формы. Знакомство с геометрическими формами развивает у детей логическое мышление, внимание, усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, уверенность в себе. Дети усваивают названия геометрических фигур, пространственные термины, учатся сравнивать, сопоставлять результаты своих работ.
Можно предложить следующие задания: собрать фигуры по рисунку из отдельных частей (использовать фанеру, картон, бумагу), выложить из палочек (спичек) геометрические фигуры, разложить геометрические фигуры маленького формата на более крупные, расположить их на столе. Выкладывать в определенном порядке разные фигуры от большой до маленькой и наоборот, накладывать одну на другую от маленькой до большой и наоборот.
Лепка
Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики имеет лепка.Она необходима для развития у детей с ДЦП сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.
Игры с мелкими предметами
Игры с мелкими предметами помогают снизить возбудимость, суетливость и раздражительность, развивают внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление, воображение. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев через задания.
Игры и упражнения с крупами
Игры и упражнения с крупами прекрасно развивают не только мелкую моторику ребенка с ДЦП, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включится в игру и эмоционально.
Игры на развитие мышления
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, классификации, анализа и синтеза.
Кто что любит? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Назови одним словом. Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей с ДЦП с сохранным интеллектом можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Классификация. Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, то есть подходящие с подходящими.
Найди лишнюю картинку. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Найди лишнее слово. Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Отвечай быстро. Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Упражнения и игры на развитие гибкости ума и словарного запаса
Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Поиск предметов по заданным признакам. Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие зверей, домашних животных; наземный транспорт, воздушный транспорт.
Говори наоборот. Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий.
Бывает – не бывает. Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные; мышка ловит кошку; мама моет посуду.
Отгадай. Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Сравнение предметов (понятий). Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок с ДЦП 6-7 лет с сохранным интеллектом должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Угадай по описанию.Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Разложи по порядку. Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
Нелепицы. Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
Игры на развитие памяти
Цель: Развитие памяти, наблюдательности.
Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Художник. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.