Методика обучения русскому языку детей с зпр.

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1: Актуальные проблемы специальной педагогики – 6 часов.

Специальная педагогика как ветвь общей педагогики. Цель и задачи специальной педагогики. Классификация нарушений развития человека. Статистика специальной педагогики. Причины нарушений развития. Понятие «структура дефекта» (по Л.С. Выготскому).

Предметные области современной специальной педагогики.

Перспективы развития и актуальные проблемы специальной педагогики (инклюзивное образование, ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии).

Тема 2 : Инклюзивное образование – 6 часов.

Модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Эволюционные периоды отношения государств Западной Европы, России к лицам с отклонениями в развитии. Первый период: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (с 8 века до нашей эры по 12 век нашей эры). Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (с 12 века по 18 век). Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования (с конца 18 до начала 20 века). Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (с начала 20 века до 1970-х годов). Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции (с 1970-х годов).

Современное понятие интеграции. Экскурс в историю интеграции. Условия, необходимые для успешной интеграции.

Понятие «включающее образование» (инклюзивное образование). Саламанская Декларация (1994 г.)

Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.

Модели интегрированного обучения:

· комбинированная интеграция;

· частичная интеграция;

· временная интеграция;

· полная интеграция.

Внутренние и внешние условия интеграции. Правовая регуляция процесса интегрированного обучения.

Тема 3: Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР – 4 часа..

Понятие ЗПР. Клинико-психологическое изучение ЗПР отечественными учеными. Причины возникновения ЗПР у детей.

Клинические классификации ЗПР (Певзнер М.С., Лебединская К.С.). Классификации типов ЗПР по Лебединской К.С.:

- ЗПР конституционального генеза;

- ЗПР соматогенного генеза;

- ЗПР психогенного генеза;

- ЗПР церебрально-органического генеза

Тема 4: Особенности учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР – 4 часа.

Параметры «психологической готовности» к школьному обучению. Неготовность детей с ЗПР к школьному обучению по всем параметрам. Низкая работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость учащихся с ЗПР. Ограниченный запас знаний об окружающем мире.

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР:

- неполноценность восприятия;

- недостаточность процесса переработки сенсорной информации;

- отклонения в развитии всех видов памяти;

- особенности мыслительной деятельности;

- недостатки развития речи.

Тема 5: Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в классах для детей с ЗПР – 4 часа.

Учебный план и программы обучения детей с ЗПР на начальной и основной ступени. Задачи коррекционно-развивающего обучения на начальной и основной ступени.

Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения:

- щадящий режим;

- замедленность обучения;

- дозированность учебного материала;

- учет особенностей психического развития учащихся;

- «забегание вперед»;

- дифференциация и индивидуализация обучения.

Задачи и содержание лечебно-оздоровительной работы с учащимися.

Задачи социально-трудовой подготовки учащихся. Организация и содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий.

Нормативно-документальное и учебно-методическое оснащение системы коррекционно-развивающего обучения.

Тема 6: Психическая поддержка (сопровождение) детей с ЗПР в условиях школы-интерната и массовой школы – 6 часов.

Задачи и организация диагностико-консультативной работы. Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК) – необходимое звено коррекционно-развивающего обучения.

Состав школьного ПМПК.

Задачи школьного ПМПК:

- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка;

- выявление уровня развития познавательной деятельности;

- выявление потенциальных возможностей ребенка;

- выбор оптимальных путей развития ребенка;

- обеспечение коррекционной направленности обучения;

- определение путей интеграции ребенка в массовый поток и др.

Основные направления деятельности консилиума:

- выработка обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с детьми;

- формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений и школьных проблем детей с ЗПР;

- комплексное воздействие на личность;

- консультативная помощь семье;

- социальная защита ребенка.

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗПР.

Тема 1: Основные задачи трудового обучения – 2 часа.

Общие и специальные задачи трудового обучения учащихся с ЗПР. Содержание курса трудового обучения по различным видам труда (технический, сельскохозяйственный, основы художественной обработки различных материалов). Коррекционная работа на уроках трудового обучения в младших классах.

Тема 2: Методика работы с бумагой и картоном – 2 часа.

Анализ содержания программы по данному разделу. Коррекционная значимость практической деятельности учащихся по данному разделу программы.

Методика изготовления изделий из бумаг. Приемы сгибания, резания, склеивания.

Методика обучения изготовлению изделий способом аппликаций из геометрических фигур правильной формы.

Формирование этапов деятельности учащихся, навыков контроля и сомоанализа.

Тема 3: Методика работы с тканью – 2 часа.

Задачи и коррекционная значимость данного раздела программы. Примерный перечень изделий доступных для изготовления учащимся с ЗПР. Технологические сведения. Практические работы учащихся.

Тема 4: Основы художественной обработки различных материалов – 4 часа.

Коррекционно-воспитательная направленность данного вида деятельности учащихся младших классов на уроках трудового обучения. Формирование эстетических чувств.

Методика обучения изготовления изделий из бумаги, ткани, природных материалов, пластилина.

Тема 5: Методика проведения занятий по разделу программы «Сельскохозяйственный труд»- 4 часа.

Анализ содержания программы. Коррекционная и воспитательная значимость данного учебного материала для развития учащихся.

Перечень и методика проведения осенних работ на учебно-опытном участке. Уход за комнатными растениями.

Весенние работы. Выращивание цветочно-декоративных и зернобобовых растений.

Тема 6: Методика работы с конструктором – 4 часа.

Анализ программного материала. Коррекционная направленность данного вида деятельности учащихся.

Методика обучения учащихся сборке из деталей конструктора изделий простых технических устройств.

ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР».

Тема 1 : Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР – 2 часа.

Сенсорное развитие в соответствии с возрастом. Освоение эталонов цвета, формы, величины, звуков.

Освоение предметно-практической деятельности. Освоение продуктивных видов деятельности. Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических представлений детей, подготовка к обучению грамоте. Уточнение, обогащение словаря. Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности.

Тема 2: Сенсорное воспитание дошкольников с ЗПР – 2 часа.

Задачи и содержание сенсорного воспитания дошкольников с ЗПР. Организация предметно-практической деятельности с детьми по освоению ими эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков, накопление обобщеных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), о свойствах материалов.

Дидактические игры и упражнения. Наглядно-дидактический материал.

Тема 3: Развитие мышления и речи дошкольников с ЗПР – 4 часа.

Три основные формы мышления и их взаимодействие в дошкольном возрасте. Стадии развития мышления в онтогенезе.

Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

Пути и способы развития всех форм мышления у дошкольников с ЗПР.

Особенности развития речи у дошкольников с ЗПР (функции общения, познавательной функции, регулирующей функции).

Тема 4: Формирование игровой деятельности дошкольников с ЗПР – 4 часа.

Основные направления программы формирования игровой деятельности:

- обучение сюжетно-ролевой игре;

- обучение подвижной игре;

- обучение дидактической игре.

Игровая деятельность как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте. Значение сюжетно-ролевой игры и игры по правилам для формирования готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

СПЕЦ. КУРС «ЛОГОПЕДИЯ».

Тема 1: Классификация речевых нарушений у детей – 2 часа.

Тема 2: Общее недоразвитие речи. Характеристика дефекта. Уровни ОНР. – 4 часа.

Тема 3: Фонетико-фонематическое недоразвитие. Характеристика дефекта – 2 часа.

Тема 4: Нарушение письма и чтения. Симптоматика нарушений. – 4 часа.

СПЕЦКУРС «РИТМИКА».

Тема 1: Общие вопросы методики преподавания ритмики в начальных классах для детей с ЗПР – 4 часа.

Сущность и предмет ритмики. Система музыкально-ритмического воспитания детей с ЗПР.

Тема 2: Содержание и структура ритмики как учебного предмета – 8 часов.

Средства, методы и приемы ритмики. Традиционный подход. Ритмика в системе психолого-педагогической работы по преодолению заикания. Ритмика как средство устранения фонетико-фонематических нарушений и расстройств голоса. Ритмика в системе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Тема 3: Новое в практике преподавания ритмики в специальной школе – 6 часов.

Психогимнастика как средство формирования и коррекции личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Особенности осуществления дифференцированного подхода в курсе преподавания ритмики.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1. Причины возникновения ЗПР у детей.

2. Классификация ЗПР по К.С.Лебединской.

3. Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР.

4. Особенности мышления и речи детей с ЗПР.

5. Содержание понятия «готовности к школьному обучению».

6. Педагогическая характеристика детей с ЗПР.

7. Особенности обучения грамоте детей с ЗПР.

8. Особенности развития речи детей с ЗПР.

9. Организация работы по формированию у детей с ЗПР вычислительных навыков.

10. Методика работы над арифметической задачей на уроках математики.

11. Коррекционная направленность уроков трудового обучения детей с ЗПР.

12. Понятие инклюзивного образования.

13. Проблемы инклюзивного образования в Казахстане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей /под ред. К.С.Лебедевой – М. Педагогика, 1982.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. Педагогика. 1973.

3. Дети с задержкой психического развития. /под ред. Власовой Т.А. и др. – М.

4. Педагогика,1984.

5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М. Педагогика. 1973.

6. Обучение детей с ЗПР. /под ред. Т.А.Власовой и др. – М. Педагогика, 1981.

7. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. /под ред. Мачихиной М.Ф., Цыпиной Н.А.. – М. Педагогика, 1987.

8. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. –М. Ника-пресс. 1998.

9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – С.-Пб. 1997.

10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М. Владос. 1999.

Куратор Елисеева И.Г.

«____» ______________ 200__г.

Контрольная работа

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1: Актуальные проблемы специальной педагогики – 6 часов.

Специальная педагогика как ветвь общей педагогики. Цель и задачи специальной педагогики. Классификация нарушений развития человека. Статистика специальной педагогики. Причины нарушений развития. Понятие «структура дефекта» (по Л.С. Выготскому).

Предметные области современной специальной педагогики.

Перспективы развития и актуальные проблемы специальной педагогики (инклюзивное образование, ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии).

Тема 2 : Инклюзивное образование – 6 часов.

Модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Эволюционные периоды отношения государств Западной Европы, России к лицам с отклонениями в развитии. Первый период: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (с 8 века до нашей эры по 12 век нашей эры). Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (с 12 века по 18 век). Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования (с конца 18 до начала 20 века). Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (с начала 20 века до 1970-х годов). Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции (с 1970-х годов).

Современное понятие интеграции. Экскурс в историю интеграции. Условия, необходимые для успешной интеграции.

Понятие «включающее образование» (инклюзивное образование). Саламанская Декларация (1994 г.)

Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.

Модели интегрированного обучения:

· комбинированная интеграция;

· частичная интеграция;

· временная интеграция;

· полная интеграция.

Внутренние и внешние условия интеграции. Правовая регуляция процесса интегрированного обучения.

Тема 3: Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР – 4 часа..

Понятие ЗПР. Клинико-психологическое изучение ЗПР отечественными учеными. Причины возникновения ЗПР у детей.

Клинические классификации ЗПР (Певзнер М.С., Лебединская К.С.). Классификации типов ЗПР по Лебединской К.С.:

- ЗПР конституционального генеза;

- ЗПР соматогенного генеза;

- ЗПР психогенного генеза;

- ЗПР церебрально-органического генеза

Тема 4: Особенности учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР – 4 часа.

Параметры «психологической готовности» к школьному обучению. Неготовность детей с ЗПР к школьному обучению по всем параметрам. Низкая работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость учащихся с ЗПР. Ограниченный запас знаний об окружающем мире.

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР:

- неполноценность восприятия;

- недостаточность процесса переработки сенсорной информации;

- отклонения в развитии всех видов памяти;

- особенности мыслительной деятельности;

- недостатки развития речи.

Тема 5: Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в классах для детей с ЗПР – 4 часа.

Учебный план и программы обучения детей с ЗПР на начальной и основной ступени. Задачи коррекционно-развивающего обучения на начальной и основной ступени.

Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения:

- щадящий режим;

- замедленность обучения;

- дозированность учебного материала;

- учет особенностей психического развития учащихся;

- «забегание вперед»;

- дифференциация и индивидуализация обучения.

Задачи и содержание лечебно-оздоровительной работы с учащимися.

Задачи социально-трудовой подготовки учащихся. Организация и содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий.

Нормативно-документальное и учебно-методическое оснащение системы коррекционно-развивающего обучения.

Тема 6: Психическая поддержка (сопровождение) детей с ЗПР в условиях школы-интерната и массовой школы – 6 часов.

Задачи и организация диагностико-консультативной работы. Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК) – необходимое звено коррекционно-развивающего обучения.

Состав школьного ПМПК.

Задачи школьного ПМПК:

- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка;

- выявление уровня развития познавательной деятельности;

- выявление потенциальных возможностей ребенка;

- выбор оптимальных путей развития ребенка;

- обеспечение коррекционной направленности обучения;

- определение путей интеграции ребенка в массовый поток и др.

Основные направления деятельности консилиума:

- выработка обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с детьми;

- формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений и школьных проблем детей с ЗПР;

- комплексное воздействие на личность;

- консультативная помощь семье;

- социальная защита ребенка.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Тема 1: Обучение грамоте детей с ЗПР – 6 часов.

Психолого-педагогические основы обучения грамоте. Характеристика современного аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

Фонетика русского языка. Фонетический анализ слов. Условно-графическое обозначение звукового состава слов.

Добуквенный период обучения. Развитие речи как принцип обучения грамоте.

Содержание обучения в добуквенный период: развитие слухового восприятия, внимания, артикуляционной моторики, мелкой моторики кисти рук, начальных форм звукового анализа и синтеза.

Буквенный период обучения. Приемы знакомства с буквой. Усложнение форм звукового анализа. Грамматические упражнения на уроках грамоты. Анализ Букваря Д.Б.Эльконина, «Азбуки» В.Г.Горецкого и др. методических пособий.

Тема2: Уроки чтения в специальной школе для детей с ЗПР – 6 часов.

Виды уроков чтения. Цели и задачи уроков чтения. Приемы работы с текстом. Активизация деятельности учащихся на уроках чтения. Развитие речи школьников с ЗПР на уроках чтения.

Тема 3: Развитие речи детей с ЗПР – 6 часов.

Характеристика речевого развития детей с ЗПР. Задачи и пути развития речи в специальной школе, в специальном классе для детей с ЗПР. Словарная работа. Работа над предложением. Развитие связной речи. Методика Воробьевой И.К. Игры по развитию речи.

Развитие речи на уроках «Знакомство с окружающим миром». Цели и задачи предмета. Коррекционная направленность обучения. Восполнение пробелов дошкольного периода развития ребенка.

Тема 4: Обучение грамматике и правописанию детей с ЗПР – 4 часа.

Особенности усвоения грамматики и правописания детьми с ЗПР. Система практических грамматических упражнений в младших классах. Методика формирования первоначальных языковых обобщений.

Дидактические игры на уроках русского языка, Работа над ошибками.

Наши рекомендации